Главная » Статьи » методический совет » воспитатель |
Логика
и математика для дошкольников с
использованием дидактических материалов «Логических
блоков Дьенеша, палочек Кюизенера».
Для чего маленьким детям вообще нужно знакомиться с
элементами логики? Ответим словами большого любителя логических головоломок,
математика и детского писателя Л. Кэррола. «Методы эти позволяет вам обрести ясность мысли,
способность собственное, оригинальное решение трудных задач, выработают у вас
привычку к систематическому мышлению и, что особенно ценно, умение обнародовать
логические ошибки и находить изъяны и пробелы тех, кто не пытается овладеть
увлекательным искусством логики». Основные
понятия логики классов. Один предмет может иметь много признаков, а один
признак - принадлежать многим предметам, например, предмет «роза» может
обладать признаками «красная», «благоухающая», «распустившаяся», а признак
«красный (-ая)» принадлежит таким предметам - как «роза», «кирпич», «лента» и
т. д. Классификация
или разбиение на классы Это процесс мышления, при котором мы в своём
воображении объединяем в группы предметы, обладающие определёнными признаками,
каждая такая группа называется классом. Разбиением называется процесс мышления, при котором мы
рассматриваем некоторый класс предметов и в своём воображении делим его на два
или больше число подклассов. Разбиение множества на 2 подкласса называется
дихотомия. Каждый член любого вида может быть назван именем,
состоящим их 2- ух частей: одна часть означает имя члена того рода, который
принадлежит данный вид, вторая - его видовое отличие. Элементы
логики высказываний. Определение- 1. Выделять признаки и свойства; 2. Сравнивать по признакам и свойствам; 3. Находить сходство и различия; 4. Выделить существенные признаки и свойства; 5. Выделять необходимые и достаточные признаки и
свойства. Суждение - может быть общим или частным. Общее суждение
начинается словами «всё» (или «ни один», если оно отрицательное, а также
«каждый», «всякий»). Частное суждение начинается со слов «некоторые» (сущ -
ют такие: «что», «многие», «не все», «большинство - меньшинство» и т. п.) Суждения делятся на утверждения и отрицания. Вероятность - мера необходимости наступления случайного события. Необходимость
- однозначно обусловленная связь
событий: при наступлении события - причины обязательно происходит явление -
следствие. На основе суждений строится умозаключение:
дедуктивное, индуктивное, или же по аналогии. Развитие начал логического
мышления относится к числу важнейших задач, которые стоят при подготовке
ребёнка к поступлению в школу и последующему обучению. К числу логических
операций относится умение находить закономерности и строить упорядоченные ряды,
умение осуществлять классификацию и строить высказывания и суждения. Логическое мышление развивает у детей умение мыслить с
помощью таких логических приёмов, как анализ, синтез, сравнение, сериация,
отрицание, обобщение и ограничение, абстрагирование, классификация. Мышление ребёнка - дошкольника в целом ещё является наглядно - образным, ребёнок мыслит образами, представлениями. Но у ребёнка 6 - 7 лет могут быть развиты и элементы словесно - логического мышления. Именно умение мыслить поможет ребёнку усвоить любой учебный предмет в школе. Логические
блоки Дьенеша - разработаны
венгерским психологом и математиком
Дьенешем для подготовки мышления детей к усвоению математики. Этот материал можно встретить под разными названиями:
«логические фигуры», «логические кубики»; «логические блоки». В детском саду находят 2 вида логического
дидактического материала: §
Объёмный -
логические блоки; §
Плоскостной -
логические фигуры. Дидактический набор «Логические блоки» состоит из 48
объёмных фигур, различающихся по форме, цвету, размеру и толщине. С помощью
логических блоков дети тренируют внимание, память, восприятие. Логические блоки представляют собой эталоны форм -
геометрические фигуры (круг, квадрат, равносторонний треугольник,
прямоугольник). В процессе различных действий с блоками дети сначала
осваивают умения выявлять в предметах одно свойство (цвет, форму, размер,
толщину), сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по каждому из этих
свойств. Затем они овладевают умениями анализировать,
сравнивать, классифицировать и обобщать предметы сразу по 2 - ум свойствам
(цвету и форме; форме и размеру; размеру и толщине и т.д.), несколько позже по
3 - ём свойствам (цвету, форме и размеру; форме, размеру и толщине; цвету,
размеру и толщине) и по 4 - ём свойствам (цвету, форме, размеру, толщине). В
наборе не даже двух фигур, одинаковых по всем свойствам. Комплект блоков входят, как уже отмечалось, 48 фигур: 12 кругов - по 6
толстых и 6 тонких, больших и маленьких кругов красного, синего, жёлтого цвета;
12 таких же квадратов, 12 прямоугольников; 12 треугольников. Набор плоских геометрических фигур можно сделать из
картона, отличительная особенность - одинаковая толщина всех фигур. Они
позволяют оперировать сразу не более чем тремя свойствами. Наряду с логическими блоками в работе применяются
карточки 5 х С логическими блоками ребёнок выполняет различные
действия: выкладывает, меняет местами, убирает, прячет, ищет, делит между «поссорившимися»
игрушками и т. д.; а по ходу действий рассуждает. Логические блоки помогают
ребёнку овладеть мыслительными операциями и действиями, важными как в плане
предматематической подготовки, так и сточки зрения общего интеллектуального
развития. К таким действиям относятся: выявление свойств, их абстрагирование,
сравнение, классификация, обобщение, кодирование и декодирование, логические
операции «не», «и», «или». Комплект логических блоков даёт возможность вести
детей в их развитии от оперирования одним свойством предмета к оперированию
двумя, тремя и четырьмя свойствами. В процессе разнообразных действий с блоками
дети сначала осваивают умения выявлять и абстрагировать в предметах одно
свойство (цвет, форму, размер, толщину). Сравнивать, классифицировать и
обобщать предметы по одному из свойств. Затем они овладевают умениями
анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы сразу по двум
свойствам (цвету и форме, форме и размеру, размеру и толщине), несколько позже
- по трём (цвету, форме, размеру; форме, размеру и толщине; цвету, размеру и
толщине) и по четырём свойствам (цвету, форме, размеру и толщине). При этом в
одном и том же упражнении всегда можно варьировать правила выполнения задания с
учётом возможностей детей. В зависимости от возраста детей, можно использовать не
весь комплект, а какую-то его часть: сначала блоки разные по форме и цвету, но
одинаковые по размеру и толщине (12 штук), затем разные по форме, цвету и
размеру, но одинаковые по толщине (24 штуки) и в конце - полный комплект фигур
(48 штук). Поскольку логические блоки представляют собой эталоны
форм - геометрических фигур (круг, квадрат, равносторонний треугольник,
прямоугольник), они могут широко использоваться при ознакомлении детей, начиная
с раннего возраста, с формами предметов и геометрическими фигурами. При решении
многих других развивающих задач. В пособии представлены 4 группы постепенно
усложняющихся игр и упражнений с логическими блоками: §
Для развития
умений выявлять и абстрагировать свойства; §
Для развития
умений сравнивать предметы по их свойствам; §
для развития
действий классификации и обобщения; § для развития способности к логическим действиям и операциям. Следующим дидактическим материалом для развития
математических представлений у детей и мышления используются палочки Кюизенера разработанные
бельгийским математиком Кюизенером. Палочки важны для развития желания овладеть числом,
счётом, измерения, простейшими вычислениями. Цвет и величина
палочек моделируя число, подводят детей к пониманию различных абстрактных
понятий, возникающих в мышлении ребёнка, как результат его самостоятельной
практической деятельности. Использование «чисел в цвете» позволяет развивать у
детей представление о числе на основе счёта и измерения. С помощью цветных палочек детей легко подвести к
осознанию соотношений «больше - меньше», «больше - меньше на…», научить делить
целое на части; поупражнять их в заполнении числа из единиц и двух меньших
чисел; усвоение таких понятий: «левее», «правее», «длиннее», «короче», «между»,
«иметь одинаковую длину» и др. Венгерский вариант палочек содержит 119 палочек
двенадцати цветов - белый, розовый, голубой, красный, жёлтый, фиолетовый,
чёрный, бордовый, синий, оранжевый, зелёный, коричневый. Наименьшая палочка имеет длину Палочки можно предлагать с 3 - х лет для выполнения
наиболее простых упражнений (построить лесенку для петушка, починить забор и т.
д.); в виде соревнования (кто быстрее составит, сделает, полочки, скажет) - для
старших. Сначала детей познакомить с набором палочек, рассмотреть, из чего он состоит. Предложить постройку или аппликацию из цветных палочек. Библиография. 1. Логика и математика для дошкольников: Методическое
пособие / Автор-сост. Е. А. Носова, Р. Л. Непомнящая / Библиотека программы
"Детство” - СПб: "Акцидент”, 1997. 2. Непомнящая Р. Л. Палочки Х. Кюизенера как средство
предматематической подготовки дошкольников // Методические рекомендации по
совершенствованию подготовки детей к школе в детском саду. - Л., 1990. 3. Фидлер М. Математика уже в детском саду. - М., 1981. | |
Просмотров: 3162 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |