Главная » Статьи » методический совет » воспитатель |
Консультация для
воспитателей Специфика гендерного подхода.
Подготовила Толмачева
С.М., воспитатель 1 квалификационная
категория, 2011г. Процесс реализации
федеральных государственных требований сопровождается определенными
трудностями, связанных с несоответствием, традиционно реализуемых педагогами
форм, методов, приемов педагогической деятельности и современными требованиями
к ним; состоянием предметно-развивающей среды ДОУ и необходимым набором
игрового, дидактического оборудования; способностью педагогов к инновационной
деятельности и значительной потребностью внедрения инновационных подходов в
систему дошкольного образования.
Инновационный подход в рамках личностно ориентированного образования
является двигателем педагогики в целом. Однако современные
программы системы дошкольного образования не учитывают в полной мере специфики
гендерного подхода. При этом гендерный подход в дошкольном образовании
рассматривается как составляющая личностно ориентированного образования,
носящая инновационный характер, учитывающая индивидуальные особенности ребенка
в соответствии с его полом и предполагающая на основании этого определение
содержания, форм и методов воспитания, создания
гендерной комфортной образовательной среды, направленной на развитие личности в
соответствии с ее природным потенциалом. Целью гендерного подхода в педагогике
является воспитание детей разного пола, одинаково способных к самореализации и раскрытию своих
потенциалов и возможностей в современном обществе. Проблема воспитания и обучения ребёнка в соответствии с его
полом является актуальной задачей
педагогической работы с детьми дошкольного возраста. Инновационный подход в
образовании решает ряд задач. Таким
образом, педагогическая деятельности с позиции инновационного подхода есть
целенаправленное изменение, вносящее в образовательную среду стабильные
элементы, улучшающие характеристики отдельных частей, компонентов и самой
образовательной системы в целом. В свете
ФГТ требования к реализации гендерного подхода в дошкольном образовательном
учреждении представляются в следующих изменениях образовательного процесса: ·
Создание условий для
полноценного физиологического развития разнополых детей (организация питания,
удовлетворение физиологических потребностей) с учетом половых различий; Гендерный подход при организации приема детей: 90 % педагогов полагают, что девочки легче адаптируются к
условиям детского сада, другие (35 %) отмечают, что адаптация и прием проходят легче, если детей - мальчиков и
девочек приводят папы, а не мамы. Гендерный подход при организации питания: Гендерный
подход находит своё отражение и при воспитании
культурно- гигиенических навыков. В старших группах на дверях туалетной комнаты
имеются таблички с условными знаками, которые позволяют определить, кому в данный момент можно войти: мальчикам или
девочкам. Дети будут кушать с большим аппетитом, если девочкам говорить, что нужно есть чтобы: 1.
«Глазки
блестели»; 2.
«Кожа
и ногти были красивыми»; 3.
«Что
бы выглядеть как принцесса»; 4.
«Щечки
были румяными» и т.д. Замечено, что мальчики
едят быстро, торопятся, поэтому можно поступить по принципу противопоставления:
«Девочки, покажите пример мальчикам, как нужно правильно держать ложку»,
«Девочки держите осанку – вы же дамы!», «Чей стол чище…» и т.д. Но если, же
воспитатель замечает, что эти сравнения увеличивают количество негативных
межличностных реакций, их применение в детском коллективе недопустимо! Гендерный подход при организации сна: Это не только «гендерная
маркировка» постельных принадлежностей и одежды, а так же окраска стен и т.д. Можно украсить постели девочек бантами,
принцессами, а постели мальчиков машинами и т.д. Необходимо помнить, что мальчики больше потеют, поэтому для
них необходима облегченная одежда для сна. Им нужно больше времени для
засыпания (15-20 минут). Зато девочкам требуется больше времени для приведения
себя в порядок, поэтому их нужно поднимать чуть раньше, заплести косички,
сделать бантики – красота требует жертв! В
оформлении помещений детского сада с учётом гендерных различий используем
простейшие маркеры: Ø Дифференцируем на шкафах
для одежды метки для девочек и мальчиков; (для девочек – цветы, куклы; для
мальчиков – машинки, самолёты и т.п); Ø Подбираем полотенца для вытирания рук двух разных цветов;
разное постельное бельё, покрывала; Ø Различная форма для физкультурных занятий; Ø Стаканчики для
полоскания рта для девочек и мальчиков; Для постоянного пополнения предметно-игровой
среды необходимым игровым материалом с целью обогащения игровой атрибутики
детей можно в совместной деятельности педагогов и детей организовать
изготовление игрушек. Педагог может украсить этими самодельными игрушками
развивающую среду, применять их как атрибут для самостоятельной деятельности
детей, использовать в организованной сюжетно – ролевой игре. В совместной
деятельности педагога с детьми сегодня преобладает групповая форма
взаимодействия. В работе с группой разнополых детей среднего и старшего
дошкольного возраста можно реализовать гендерный подход, используя
дидактические игры, которые помогут в поведенческих стилях и ролях. При организации
педагогического процесса с учётом половой идентичности так же необходимо: ·
Проведение
дифференциации видов деятельности разнополых детей (создание условий для
занятий мальчиков «мужским» ремеслом, для занятий девочек рукоделием); ·
Учет
гендерной составляющей игр и игрушек разнополых детей (полноценный набор
игрового материала в соответствии с возрастными особенностями. Для детей младшего
дошкольного возраста иметь в наличии игрушки животных мужского и женского пола,
весь набор одежды для кукол (не только платья, но и обувь, носки, перчатки,
головные уборы). Для детей среднего возраста пополнить уголок ряженья, чтобы
дети могли легко перевоплощаться в любых сказочных и реальных героев. Для детей
старшего возраста обеспечить каждому мальчику набор слесарных инструментов,
конструкторы; девочкам – весь спектр оборудования для сюжетно – ролевых игр); Для успешного воспитания разнополых детей, осуществления
гендерного подхода так же необходимо: ·
Предоставление
детям возможности для постоянной позитивной трансляции собственного опыта; ·
Выявление
и контроль принципов и качества усвоения знаний разнополыми детьми; ·
Обеспечение
оптимального выбора форм, методов, средств обучения разнополых детей; ·
Создание
условий для позитивной трансляции гендерного опыта педагога в ДОУ; ·
Учет
педагогом гендерной составляющей во взаимоотношениях с ребенком. Модель педагогического процесса
должна быть выстроена таким образом, что бы при обучении и воспитании мальчиков и девочек в разных видах
деятельности педагоги использовали дифференцированный подход. При организации и проведении занятий
педагогами учитывались психологические
особенности мальчиков и девочек: девочкам давались типовые и шаблонные задания,
мальчикам – ориентированные на поисковую деятельность, при анализе занятий
оценивались их знания, а не поведение. Решением задач гендерного
воспитания необходимо заниматься не только воспитателям, но и другим
специалистам, это педагог- психолог, инструктор по физической культуре,
музыкальные руководители, учитель- логопед, хореограф, педагог по
изодеятельности. Каждый решает свою часть задач, использует свои методы. Благодарю за внимание! | |
Просмотров: 3743 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |