Главная » Статьи » методический совет » воспитатель |
Тема: Развитие познавательной активности у детей
старшего дошкольного возраста в процессе
экспериментирования с растениями уголка природы.
Котельникова Жанна Ивановна
Воспитатель,
1 категория. Особое значение для всестороннего развития личности
дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека.
Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой
обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную
роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность
дошкольников, протекающая в ходе экспериментальных действий с объектами живой
природы. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые
существенные связи с явлениями природы. В дошкольном возрасте такие пробующие
действия существенно изменяются и превращаются в сложные формы поисковой
деятельности (Н.Е. Веракса, Н.Н. Поддьяков, Л.А. Парамонова). Результаты современных педагогических и
психологических исследований (Н.Н. Поддьяков, И.Д. Зверев, А.И. Савенков, Г.И.
Щукина и др.) показывают, что возможности познавательного развития детей
дошкольного возраста значительно выше, чем это предполагалось ранее. Дети могут
успешно познавать внешние наглядные свойства окружающих предметов и явлений и
внутреннее связи и отношения. Занимательные опыты и эксперименты побуждают
детей к самостоятельному поиску причин,
способов действий, проявлению творчества, так как представлены с учётом
актуального развития дошкольников. В образовательном процессе дошкольного
учреждения экспериментирование позволяет ребёнку моделировать в своём сознании
картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах. Экспериментальная
работа вызывает у ребёнка интерес к исследованию природы, развивает
мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др.),
стимулирует познавательную активность и любознательность ребёнка, активизирует
восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с
основами математических знаний, с этическими правилами жизни в обществе. Н.Н. Поддьяков отмечал, что «Детское
экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период
дошкольного развития ребёнка». М.М.
Манасеина писала, что при воспитании детей от 1 до 8 лет
следует всегда помнить, что им, прежде всего, нужны не сказки, а факты и наблюдения и опыты. Большой интерес вызывает у детей уже с раннего
возраста знакомство с живой природой, в частности, с миром комнатных растений,
которые находятся в его ближайшем окружении. Ребёнок усваивает сложные связи и
отношения, происходящие в природе, посредством экспериментальной деятельности. В ряде исследований (Л.А. Венгер, С.Н.
Николаева, А.И. Иванова) показано, что дети дошкольного возраста способны
усвоить знания о росте и развитии растений
в зависимости от внешних условий и внешних особенностей. Одним из
показателей развития познавательной активности является объём системных знаний
о комнатных растениях. В
настоящее время практические работники ДОУ испытывают затруднения в организации
детского экспериментирования с объектами живой природы в связи с
недостаточностью методических разработок и оснащённостью литературой по данному
вопросу. Вопросы преемственности ДОУ и начальной школы обращают внимание на
развитие познавательной активности, которая в большей степени находит своё
отражение в детском экспериментировании. В связи с этим мы определили понятийный аппарат
нашего исследования. Целью нашего исследования является изучение возможности развития
познавательной активности и определение системы работы с детьми старшего
дошкольного возраста. Объектом исследования мы определили познавательную активность. Предметом исследования является процесс развития познавательной активности в ходе экспериментирования с
комнатными растениями. На основании вышеизложенного мы выдвинули гипотезу
нашего исследования, развитие познавательной активности детей будет проходить более успешно при следующих
условиях: отбор содержания системных знаний о комнатных растениях; создание
определённых условий для экспериментирования; взаимосвязь экспериментирования с разными видами
деятельности. Для проверки
выдвинутой нами гипотезы мы определили задачи исследования. Для решения задач нами были определены
методы: анализ психолого-педагогической
литературы; психолого – педагогический эксперимент; анкетирование; наблюдение; индивидуальная беседа с детьми. В истории
зарубежной психологии выдвигались различные трактовки понятий активность и
познавательная активность. Титченер, Рибо, Джемс рассматривали активность
как моторное проявление её волевого
аспекта. Кюльпе характеризовал познавательную активность целостного субъекта,
как задачу (самоинструкцию), представления, цели, смысловые установки сознания.
Исследования Вертгаймера, Келера, Коффка
показали ведущую роль познавательной активности в процессе продуктивного
мышления. Б.М. Величковский дал
представление о познавательной
активности как о познавательной сфере
человека (восприятие, память, мышление). Изучение познавательной активности в отечественной
психологии было связано с изучением высших психических функций, с их
чувственным базисом в виде установки, восприятия, отражения. А.Н. Леонтьев
рассматривал познавательную активность с позиции психологической теории
деятельности. Мыслительная деятельность как психический процесс, имеющий
активный характер изучалась А.В. Брушлинским,
К.А. Славской и др. Также изучением познавательной активности занимались
И.С. Якиманская, М. Г. Ярошевский и др. М.И. Лисина познавательную
активность связывает с познавательной и коммуникативной деятельностью, где
занимает место близкое к уровню
потребности. А.М. Матюшкин выделил формы познавательной активности:
ориентировочно-исследовательская активность, творческая активность, потребность
во впечатлениях, понимание, рефлексию и т.п. Анализ психолого – педагогической литературы позволил
выделить понятие познавательной активности. Познавательная активность – это
качество личности, которое проявляется в наличии интереса и внимания к объекту,
в умении выдвинуть самому или принять познавательную задачу и довести её
решение до конца, в устойчивости и частоте познавательных проявлений, в
способности продуктивно выполнять работу, в стремлении к учению. Развитие
познавательной активности зависит от формирования умений, организации определенных
поисковых задач, разрешения проблемных ситуаций. Исследователи выделяют составляющие компоненты
познавательной активности: познавательный интерес, мыслительные операции, целеустремлённость,
самостоятельность, инициативность, способность аргументировано доказывать свои
суждения, получать удовольствие от сделанной работы. Для
определения уровня развития познавательной активности нами были использованы
методика В.С. Юркевич «Древо желаний»,
диагностическая игра – задание «Да - нет» Н.Р. Климовой, методика «Выбор
деятельности» Л.Н. Прохоровой,
разработанный нами вопросник. Все задания предъявлялись в индивидуальном
порядке. В исследовании участвовало 40 детей старшего дошкольного возраста. Обработка
данных констатирующего эксперимента позволили нам выделить разные уровни
развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста. Методика «Древо желаний», разработанная В.С.
Юркевич имея своей целью изучение познавательной
активности детей, показала, что большинство детей, не задумываясь, отвечают на
вопросы (40 %), имеют творческий подход к заданиям (28 %). На основе опроса по
данной методике мы распределили по уровням ответы детей: к высокому мы отнесли
10 детей (25 %), к среднему – 10 детей (25 %) и к низкому - 20 детей (50 %). Диагностическая игра – задание «Да - нет» Н.Р.
Климовой, целью которой является исследование динамики развития
любознательности (исследовательской активности) в форме вопросов, умения видеть
проблемы, находить неизвестное в известном, необычное в обычном показала
следующее. К высокому уровню мы отнесли 9 детей (22,5 %), к среднему – 10 детей
(25 %), к низкому – 21 ребёнок (52,5 %). Методика
«Выбор деятельности», разработанная Прохоровой Л.Н., целью которой является исследование
предпочитаемого детьми вида деятельности, выявление места детского
экспериментирования в предпочтениях детей. По материалам данной методики мы
выяснили, что дети предпочитают игровую деятельность (64 балла) в первую
очередь, на втором месте конструирование (48 баллов), экспериментирование занимает
последнее место (28 баллов). Большинство детей сделали свой первый выбор в
пользу игровой деятельности (30 %), только 4, 2 % детей предпочли
экспериментирование. Таким образом, деятельность экспериментирования не
является предпочитаемым видом деятельности для детей и находится на последнем
месте. По результатам
констатирующего эксперимента мы выявили уровни развития познавательной
активности детей: высокий – 20 %, средний – 31 %, низкий – 49 %. Проведённый
констатирующий эксперимент позволил определить содержание дальнейшей работы по
развитию познавательной активности детей старшего дошкольного возраста. На этапе формирующего
эксперимента мы определили систему и наметили программу работы с детьми,
которая включает в себя занятия, дидактические игры, наблюдения за комнатными
растениями, чтение стихотворений, сказок, загадок о растениях, зарисовку
результатов проведённых опытов с комнатными растениями, составление паспорта
комнатного растения. Список литературы: 1.
Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное
рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М., ТЦ Сфера,
2005. 2.
Иванова А.И. Методика организации экологических
наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных
учреждений. М.: ТЦ Сфера, 2003. 3.
Поддъяков Н.Н. Особенности познавательного развития
детей дошкольного возраста. // Актуальные проблемы современной технологии. –
М.: 1983 – 83 с. 4. Семёнов
И.Н. Тенденция психологии развития мышления, рефлексии и познавательной
активности. Учебное пособие. – Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2000. | |
Просмотров: 3709 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |