Главная » Статьи » методический совет » психолог |
Методы исследования воспитателем
дошкольного образовательного учреждения. (В копилку воспитателю от
психолога.)
Одна из функций профессиональной
педагогической деятельности воспитателя детского сада - исследовательская. Эта
функция предполагает умение воспитателя познавать индивидуальные, возрастные и
личностные особенности детей, что необходимо педагогу для обеспечения
индивидуального подхода к детям, особенно для личностно-ориентированной модели
взаимодействия. Предполагается умение воспитателя: · наблюдать, · фиксировать, · анализировать, · сопоставлять психологические факты,
т.е. изучать своих воспитанников, наблюдать за особенностями их развития. Изучение детей воспитателем поможет понять причины поведения ребенка, заметить
наклонности и создать условия для их развития, вовремя зафиксировать
отклонения, отыскать пути воспитательного воздействия, направленного на
преодоление этих отклонений. Таким образом, воспитатель сможет помочь ребенку
реализовать свои возможности, обеспечить
нормальное психическое развитие, формирование новообразований, являющихся
предпосылками перехода на новый возрастной степень, становление ребенка как
индивидуальности. Воспитатель
имеет возможность изучать детей в естественных условиях, поскольку
его присутствие привычная для ребенка, не нарушает обычного течения жизни. Даже
без специального намерения изучить ребенка воспитатель замечает многое в ее
поведении, составляет о нем определенное мнение. Однако чтобы иметь целостное
объективное представление о ребенке, воспитателю необходимо на определенное
время (хотя бы несколько дней) сосредоточить внимание. В изучении детей
воспитатель может воспользоваться следующими методами: наблюдения,
эксперимента, изучения продуктов деятельности, беседы. Изучение
должно быть планомерным, последовательным оцениванием различных сторон развития
ребенка (интересы, взаимоотношения с другими детьми, развитие познавательных
процессов).
Обязательным условием успешного изучения ребенка является четкая постановка
цели. Основным
методом изучения детей воспитателем является наблюдение. Различают
несколько видов наблюдения: полное и частичное, включенное и не включенное.
Полное предполагает исследование всех психических проявлений, частичное -
одного из них, например речи или игры. Наблюдение зависит от позиции
наблюдателя, который может быть включен в группу детей и взаимодействует с
ними, одновременно наблюдая, или находится вне детской деятельности. Важно,
чтобы наблюдение происходило во время игровой деятельности, выполнение режимных
действий, на прогулке, в процессе которых ребенок может максимально проявить
себя. Объективность
наблюдения достигается при соблюдении трех условий: 1.
Ребенок не
знает, что он является объектом изучения. М.Я. Басов писал о том, что возраст с
3 до 7 лет наиболее благоприятен для наблюдения, потому что дети этого возраста
еще не в состоянии полно осмыслить свое положение как испытуемых и своей роли в
отношениях с наблюдателем. 2.
Наблюдение
проводится систематически. (То есть оно проводится не от случая к случаю, так как в процессе наблюдения
перед исследователем предстает целая группа фактов и бывает проблематично
отделение характерного и существенного от случайного и второстепенного.
Например, воспитатель, проводя наблюдение за поведением ребенка во время обеда,
отметил, что ребенок отказывается от еды, повторяя: «Не хочу, не хочу». Следует
ли из этого, что ребенок капризен? Предположим, что это не так. Причинами
описанного поведения могут быть, например: -
переутомление или болезнь ребенка; -
переживание обиды, если ребенку не дали
желаемую игрушку; -
недовольство ребенка стилем общения воспитателя
с ним, например, грубость в обращении, крики;) Наблюдение
может включать и экспериментальные приемы. Так, изучая уровень развития
восприятия, мышления ребенка, воспитатель организует дидактическую игру,
которая требует анализа формы, цвета предметов, выполнение мыслительных задач и
т.д. Во время исследования развития
воображения, коммуникабельности, умения устанавливать отношения с другими детьми
ребенку поручают роль в сюжетно-ролевой игре. Элементы эксперимента может
содержать задание, воспитатель дает задание на занятии всей группе. Нередко в процессе наблюдения
воспитатель использует элементы опроса. Желательно, чтобы вопросы, которые
ставят ребенку, связывались с действиями, которые она выполняет в данный
момент. Не стоит превращать беседу в самостоятельное мероприятие. При этом
следует иметь в виду, что ответы ребенка не могут быть основным источником
информации о ней, они должны только уточнять и дополнять знания, полученные с
помощью наблюдения. Организуя пересказ сказки, воспитатель одновременно исследует уровень
развития связной речи, а рассматривая вместе с детьми их рисунки, выясняет
проявления творчества. Таким образом, особая исследовательская установка
педагога является основой и условием педагогического творчества и
педагогического процесса, которые идут к цели кратчайшим путем с наименьшей
затратой сил при наибольших результатах. Таким
образом, один и тот же психологический факт может иметь разное значение в
зависимости от вызвавших его причин. Повторность наблюдения позволяет понять и
осмыслить истинные причины. Особенно
важно четко отделять при изучении ребенка внешние проявления его поведения от
их психологического толкования, которое возможно на основе анализа всей
совокупности полученных фактов. Нельзя
получить целостного представления о развитии ребенка, ограничиваясь лишь
данными, полученными в детском саду. Необходимо также знать условия воспитания
и особенности его поведения в семье. Всестороннее
квалифицированное изучение ребенка является предпосылкой успешного
осуществления воспитателем дошкольного учреждения одной из важнейших функций
своей профессиональной педагогической деятельности - гностической
(познавательной). Для
воспитателя очень важно: 1.
иметь четкое
представление о центральных линиях психического развития ребенка в дошкольном
детстве, таких как: развитие личности, становление видов деятельности и
познавательных процессов, направления, закономерности, динамика, взаимосвязи,
центральные новообразования. Например, в развитии мышления - речь идет о его
формах, а также мыслительных операциях; 2.
видеть
взаимосвязи в развитии всех центральных линий и свойств психики. Например, речь
выступает средством умственной деятельности и общения, а внимание является
условием успешного протекания практической и умственной деятельности; 3.
представлять
преемственность в развитии психики детей раннего и дошкольного возраста, чтобы
ставить те или иные воспитательные задачи, связанные с развитием произвольного
поведения, свойств внимания или мыслительных операции. Наблюдение предполагает
целенаправленное восприятие и фиксацию психологических фактов. Исходя из цели
наблюдения, перед ним составляют схему, которая поможет правильно
интерпретировать данные. Еще до начала наблюдения исследователь должен
предположить, что именно он может увидеть. Это объясняется тем, что, не
составив план исследователь, в нашем случае это воспитатель, он может
пропустить многие факты из-за незнания об их существовании. Несущественных
фактов нет, каждый из них несет определенную информацию о психологической жизни
ребенка. Другой момент, а объективен ли данный факт и может ли он быть рассмотрен
отдельно. Позиция исследователя. Находясь под влиянием социальных
стереотипов, воспитатель может искаженно воспринимать и интерпретировать
психологические факты. Отрицательное относясь, взрослый не замечает
положительных черт или объясняет их как случайные, акцентируя свое внимание
только на негативные стороны. И напротив, положительное отношение к ребенку,
приоритетность его перед другими детьми - воспитанниками заставляет воспитателя
обращать внимание исключительно на положительные стороны, гиперболизируя
достижения. Причем, отрицательные моменты воспитатель может даже не замечать.
Для избегания подобных ошибок, необходимо составить объективное мнение о
ребенке на основе научного наблюдения. А затем обратиться к мнению родителей и
других взрослых, работающих с ребенком. Объективность наблюдения также
зависит от умения правильно фиксировать психологические факты в протоколе.
Навыки заполнения протокола вырабатываются с количеством, а также после
качественной обработки. Необходимо учесть, что собрать
быстро большой фактический материал с помощью наблюдения нельзя, так как
одновременно можно наблюдать только за одним ребенком. При наблюдении взрослый
не может вмешаться в детскую деятельность, вызвать необходимое психическое
явление, он занимает выжидательную позицию. О таком виде исследования как эксперимент вы узнаете
в следующей консультации. | |
Просмотров: 2757 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0 | |