Главная » Статьи » методический совет » музыкальный руководитель |
Организационные компоненты музыкальных занятий. Подготовила Рытикова Е.Г.
Обновление содержания организационных компонентов музыкальных занятий в условиях современного образовательного процесса ДОУ Актуальность работы В настоящее время увеличивается процент детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья,что проявляется в снижении мышечного тонуса, несовершенстве общей и мелкой моторики, нескоординированности движений, несформированностью в работе голосообразующей системы. Увлечение компьютерными играми, неограниченный просмотр телевизионных программ приводит к снижению двигательной активности детей, проблемам в коммуникативном общении. Отдельную категорию составляют дети с различными нарушениями речи. Чем разнообразнее формы работы с ребенком дошкольного возраста, тем успешнее преодолеваются отклонения в его развитии. Музыкальные занятия являются огромным потенциалом для преодоления проблем. Базируясь на таких видах деятельности ребенка как восприятие, исполнительство и творчество, эти занятия включают не только традиционные виды музыкальной деятельности, но и ряд нестандартных, занимательных упражнений и заданий, направленных на целостное развитие детской личности. Возрастает необходимость комплексного сопровождения детей специалистами ДОУ и в том числе в соответствии с федеральными государственными требованиями (приказ № 655 от 23.11.2009г.). Анализ педагогической и методической литературы, а также изучение практического опыта деятельности образовательных учреждений, обобщение собственного опыта привели к выводу о необходимости разработки перспективного планирования по музыкальному развитию детей на основе программы «Детство» с использованием логоритмических упражнений. Составленные мною комплексные музыкальные занятия с элементами логоритмики позволяют решать художественно-эстетические, развивающие и оздоровительные задачи, дают возможность укрепить и усилить полученный положительный эффект. Эта проблема является на сегодняшний день актуальной, что объясняет выбор темы работы.Теоретическое обоснование рассматривается в различных научных работах педагогов и психологов. Цель работы - развитие музыкальных, творческих и речевых способностей дошкольников посредством основных видов музыкальной деятельности и элементов логоритмики на основе закрепления лексических тем.С учетом цели были поставлены следующие задачи, которые отражены на слайде В чем состоит новизна моей работы? - обеспечение комплексного сопровождения детей на основе принципа интеграции образовательных областей; - учет принципа комплексно-тематического планирования при подготовке музыкальных занятий; - использование элементов логоритмики на музыкальных занятиях в ДОУ общеразвивающего вида. Ожидаемые нами результаты практической реализации: 1. Воспитание у детей интереса и любви к миру музыки. 2.Улучшение результативности в музыкальном и речевом развитии. 3. Организация комплексного сопровождения образовательного процесса. 4. Повышение мотивации педагогов для совершенствования музыкально-развивающей среды групп, использование музыкального материала в совместной деятельности с детьми, организации режимных моментов. Проводимые занятия воспитывают эстетические, нравственные, и этические чувства, направлены на развитие творческих способностей, развитие всех компонентов речи, слуховых функций, речевой функциональной системы, двигательной сферы, ручной и артикуляционной моторики, памяти, внимания, познавательных процессов. Мною разработан перспективный план (старший возраст – подготовительная группа) на основе программы «Ладушки» (И.Каплунова, И.Новоскольцева), с учетом комплексно-тематического планирования. Переработан музыкальный репертуар, подобраны упражнения с элементами логоритмики, которые органично встроены в комплекс занятия.Структура плана состоит из двух параллельных направлений, в которых указаны музыкальный материал и элементы логоритмики, соответствующие данной лексической теме. Итоговые комплексные музыкальные занятия и развлечения строятся по сказочным сюжетам, с опорой на лексические темы из тематического планирования по возрастным группам. При помощи речевых игр, фонопедических упражнений, самомассажа дети учатся выражать голосом и мимикой свои эмоции, к которым постепенно добавляется имитационно-двигательная активность. Пальчиковая гимнастика помогает им расслабиться, отдохнуть. Перед распевкой или пением песен естественно включение чистоговорок, логопедических распевок, народных закличек на основе ритмичного исполнения упражнения под музыку. Материал чистоговорок и другого речевого материала составляется с учетом речевого онтогенеза детей и под контролем учителя-логопеда. Эффективны в работе упражнения на координацию речи и движений. Ритмитизированная форма речи привлекает детей своей живностью, эмоциональностью, настраивает детей на игру. Именно способность захватывать своим ритмическим строем, активно стимулировать и регулировать движения человеческого тела делает их незаменимым компонентомзанятий.Включение логоритмических упражнений помогает легче усваивать программное содержание занятий. Идет развитие просодических компонентов речи, совершенствуется пространственная ориентировка, координации движений. У всех детей укрепляется костно-мышечный аппарат, улучшаются моторные функции, что способствует сохранению и укреплению здоровья детей. По результатам промежуточного мониторинга прослеживается стабильная положительная динамика в формировании у детей интереса к музыкальной деятельности, любви к пению, музицированию, осознанию связи музыкального искусства с окружающим миром. Дети и педагоги с огромным желанием ждут занятий в музыкальном зале, с радостью участвуют в праздниках и концертах. Для детей это игра — а значит хорошее настроение, благоприятный эмоциональный настрой. Стимулируется игровая, коммуникативная и речевая активность дошкольников, что способствует снижению психоэмоционального напряжения и укреплению здоровья детей.Педагоги понимают и осознают необходимость сотрудничества в решении общих задач музыкального развития детей. Активно используют материал из тетради связи в образовательную и совместную деятельность с детьми, совершенствуют музыкальную предметно-развивающую среду группы. Результативность: В диагностику по музыкальному развитию воспитанников добавлены: - раздел "Музыкально-ритмические движения" параметр "Координация речи и движений"; - раздел "Пение" параметр "Умение владеть голосом". В системе мониторинга достижения детьми старшего дошкольного возраста планируемых результатов освоения программы получены следующие показатели (за период 2009-2010 и 2010-1011 уч. гг. ), что позволяет сделать Выводы: работа по теме "Обновление содержания организационных компонентов музыкальных занятий в условиях современного образовательного процесса ДОУ" будет продолжена, т.к. мы наблюдаем положительную динамику в развитии детей. Анализ результатов показывает,чтонеобходимопродолжать разработку перспективно-тематическим плана для детей младшей, средней и старшей групп, написать к ним конспекты занятий и развлечений. Содержание работы отвечает современным требованиям, стоявшим перед дошкольным образованием, и будет способствовать комплексному развитию решений образовательных задач. Полный текст статьи в файле для скачивания: | |
Просмотров: 1920 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 3.5/13 |
Всего комментариев: 1 | |
| |