10:44 Развивающая предметная среда дома для детей дошкольного возраста. Подготовила Котельникова Ж.И. |
Подготовила
воспитатель Котельникова Ж.И. Развивающая предметная среда дома для
детей дошкольного возраста (Советы для родителей) Как же создавать в семье развивающую среду, т.е. такую
обстановку, в которой бы ребенок активнее и быстрее познавал окружающий мир во
всем его взаимодействии и лишь при небольшом косвенном руководстве взрослых?
Естественно, что ребенок должен осваивать все пространство квартиры. Но у него
должно быть и свое пространство, оборудованное с учетом его
психофизиологических особенностей и возможностей. «Детское
зеркальце, скажи...».
Очень важно организовать «детское» зеркало, лучше трельяж. Важно потому, что,
как утверждают психологи, люди любят свое собственное отражение, а дети
дошкольного возраста особенно. И мы советуем предоставить им такую
возможность. Кроме того, на полочке мы рекомендуем расположить расчески и набор
детской косметики. В идеале данное зеркало помещается в прихожей: уходя из
квартиры, ребенок учится приводить себя в порядок и, вернувшись, осматривает
себя вновь и меняет, в случае необходимости, что-либо в своей внешности. При
наличии таких условий у ребенка, несомненно, начнет формироваться культура
своего внешнего вида, а также качества трудолюбия, самостоятельности.
«Картинная мини - галерея» Важно приучить глаз ребенка к живописи, графике, скульптуре
малых форм. Сейчас можно приобрести отдельные или в наборе иллюстрации приобщить к этому дошкольника. Рекомендуем
следующий материал: • произведения одного или нескольких авторов; • портретная живопись; • орнаментальная живопись и т. д. Причем подавать материал следует ненавязчиво к месту к
примеру.
«Мешочек добрых дел» Мы рекомендуем использовать идею замечательного,
выдающегося педагога современности Ш.А. Амонашвили и организовать «Мешочек
добрых дел». Обыкновенный, но симпатичный, яркий, с аппликацией или вышивкой. И
рядом – ваша коробочка с наличием мелких предметов: камешков, ракушек... За
каждое сделанное доброе дело в мешочек помещаете мелкий предмет. Итоги любовно
подводятся в субботу или воскресенье, т. е. еженедельно. Главное в данном
случае - умело руководить этим процессом, не использовать мешочек как средство
поведения ребенка напоказ.
«Детская лаборатория – это серьезно» Ребенок сам по себе исследователь. Очень часто он ломает
игрушку, раздевает куклу, пытаясь исследовать предмет, попавший к нему в руки.
Полезнее создать элементарную детскую лабораторию, т. е. собрать в ящичке или
на полочке такие предметы, как магниты, уже не работающие телефоны, бинокли,
увеличительные стекла, микрофоны, диктофоны, термометры, микровесы,
микрокалькуляторы, компасы. Организуя эту лабораторию, нужно в обязательном
порядке постепенно вводить новые предметы и показывать способ действия, т. е.
для чего нужно, где и как используется.
«Столярничаем или вышиваем» В зависимости от пола ребенка в квартире продумывается
уголочек будущей мастерицы или уголок умелых мужских рук.
«Шкаф находок» В этот шкаф ребенок приносит все необычное, что находится в
окружающем мире и природе. Это может быть коряга, красивый листочек, фантик,
камешек. Важно для поддержания интереса дать детям план-задачу, к примеру. Чем
тебе нравится этот камешек? На что похож? Давай вместе придумаем волшебную
историю этого камешка.
«Уголок ребусов, шарад, головоломок» Хотим ли мы умного ребенка? – на этот вопрос все ответят
положительно. Ваш речь идет об уме ребенка, его сообразительности, гибкости,
быстроте реакции - значит, вы, уважаемые родители, согласитесь организовать
уголок шарад, ребусов, головоломок. Любая наглядность в этом плане должна заставлять
думать, но по принципу «Учите, игрек». Это могут быть сюжетные лабиринты типа
«Как собачке добраться до будки?»; это могут быть ребусы типа «Отгадай название
цветка»; это могут быть загадочные контуры, завуалированные цифры, буквы.
«Книжки в вашем доме» Можно было бы опустить разговор о них, если бы мы с вами в
полной мере выполняли основную задачу развития интереса к книге, вначале к
рассматриванию иллюстраций, слушанию содержания, а затем к чтению. В связи с
этим мы советуем весьма внимательно и разборчиво отнестись к организации и
подбору книг дома. Каждый ребенок выбирает полюбившуюся только ему книжку.
Удовлетворяйте его желания, но и постоянно расширяйте поле его книжного зрения.
«Нужна ли дома волшебная
палочка» Известно, что дошкольник не различает реальный и
воображаемый мир. Но где-то к 5 - 6 годам дети могут и должны понимать, что так
не бывает. Создавать дома каждодневный интерес для детей - это одна из наших маленьких
задач. И помочь может сделанная нами волшебная палочка. Она может служить
средством переключения внимания ребенка, поможет поощрить малыша, уложить его
спать...
«Моя родословная, или ленточка моей жизни» Очень хорошо, когда на виду, в детской, имеется семейная
фотография. Но еще лучше, когда рядом фотографии из вашей родословной.
«Альбомы по интересам» Мы советуем приобрести несколько альбомчиков, куда можно
собирать и наклеивать: фантики от конфет, открытки с изображением цветов,
картинки с изображением машин, иллюстрации с изображением животных.
«Звучит музыка» Доктор мед. Наук Ю. Змоновский утверждает, что классическая
музыка в тихом звучании способствует усыплению ребенка, легкому, радостному пробуждению,
в целом успокаивает нервную систему.
«Уголок потерянных вещей» Он важен для воспитания собранности. Если
кто увидят, что вещь лежит не на своем месте - сразу же несет ее в этот уголок. |
|
Всего комментариев: 0 | |