Воскресенье, 22.12.2024, 20:18
Вы вошли как   Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость

В интересах защиты прав детей по федеральному законодательству фотографии детей публикуют на сайте с согласия родителей (законных представителей).

Главная » 2012 » Ноябрь » 11 » ОБЪЕДИНЕНИЕ УСИЛИЙ ЛОГОПЕДА И РОДИТЕЛЕЙ ДЛЯ УСТРАНЕНИЯ НЕДОСТАТКОВ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ
21:05
ОБЪЕДИНЕНИЕ УСИЛИЙ ЛОГОПЕДА И РОДИТЕЛЕЙ ДЛЯ УСТРАНЕНИЯ НЕДОСТАТКОВ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ
ОБЪЕДИНЕНИЕ УСИЛИЙ ЛОГОПЕДА И РОДИТЕЛЕЙ ДЛЯ УСТРАНЕНИЯ НЕДОСТАТКОВ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ

   Опыт работы  учителем-логопедом на логопункте ДОУ общеразвивающего типа в течение 14 лет, показал, что родители и сам ребенок, имея достаточно сильный потенциал, могут существенным образом влиять на сроки и результативность логопедической работы. Единственное  и очень важное требование - родители работают со специалистом совместно.

Нами  выделено несколько главных задач, с которыми знакомим родителей при организации своей работы с ребенком, имеющим нарушения речи:

  • Создание благоприятного микроклимата в семье, бережного и щадящего отношения к речевому развитию ребенка;
  • Проведение целенаправленной и систематизированной работы по общему, речевому развитию ребенка и необходимой коррекции недостатков в этом развитии;
  • Формирование речевой активности ребенка в повседневной жизни.

    Кроме того, выделяем и подчеркиваем,  что только родители и никто иной должны дать первый фундаментальный опыт речевого общения ребенка с окружающим миром, первыми ввести малыша в мир познания и понимания окружающей действительности.

    Работа начинается с начала учебного года.  В течение сентября ежегодно посещаем все родительские собрания, которые проходят в ДОУ по группам. Цель первых вводных консультаций для родителей разных возрастных групп – пропаганда логопедических знаний, информирование родителей о закономерностях речевого развития, уточнение целей работы логопеда в ДОУ. Примерные темы консультаций: для младшего возраста: «Роль мелкой моторики в развитии речи»; «Ребенок учится говорить»; для среднего возраста: «Причины нарушений речи»; «Почему ребенок говорит неправильно»; « Обогащаем словарь детей»;«Роль родителей в формировании грамматически правильной  речи у дошкольников»; для старшего возраста: «Как учить ребенка грамоте?»; «Развитие связной речи детей в семье»;

Консультативная помощь родителям детей группы риска: « Мама, помоги мне!», «Если ребенок не говорит, что делать?»

 После обследования речи детей и предварительного формирования состава логопункта родители через педагогов приглашаются для индивидуальных бесед. Цель беседы – налаживание контактов, определение уровня наблюдательности и степени понимания ребенка взрослыми. Во время беседы уточняются анамнестические и анкетные данные, объясняется необходимость участия родителей в формировании мотивационного отношения ребенка к обучению у логопеда. Родители заполняют анкету, которая позволяет выявить позиции матери и отца по отношению к речевым дефектам их ребенка.

В начале октября проводится первое собрание для родителей, чьи дети зачислены на  логопункт. На этом собрании родители знакомятся с речевыми нарушениями у детей, уточняются виды и формы  работы логопеда с каждым ребенком. Основная задача на начальных этапах работы с родителями – формирование положительной мотивации  к коррекционной работе. Обосновывается необходимость работы логопеда с ребенком, имеющим недостатки в развитии речи, объясняются возможные последствия нарушений произношения при отсутствии коррекции. Всегда обращаемся с просьбой о помощи, которая может способствовать значительному прогрессу в исправлении нарушений речи. Здесь же приводим примеры последствий отсутствия помощи родителей.  Часть родителей считает, что их роль ограничивается тем, что они обеспечили достаточное с их точки зрения обучение ребенку и далее самоустраняются из его жизни, занимаясь своими важными делами. Поэтому  учитывается следующее:

·       В детях родители пытаются реализовать свои мечты, хотят их видеть если не лучшими, то одними из лучших.

·       Если ребенок не отвечает их ожиданиям, взаимоотношения родителей и детей могут сложиться различным образом. Учет особенностей этих взаимоотношений необходим при построении стратегии беседы с родителями.

·       У разных родителей – различная готовность принимать на себя ответственность за успешность коррекционного процесса. Независимо от материального положения и образовательного уровня родители отличаются степенью «жертвенности». Матери и тем более отцы в различной степени готовы жертвовать своим временем, интересами отдыхом ради организации помощи собственным детям. Далеко не все способны организовать регулярные занятия или следить за качеством речи своего ребенка регулярно, на протяжении длительного времени. Необходимо учитывать и особенности взаимоотношений «родитель – дитя», не пытаясь перенести на них напрямую отношения «педагог – ученик».

·       Незнание родителями основ педагогики и психологии. Родители воспитывают ребенка на основе интуиции и на опыте собственного воспитания. Поэтому проблемы, которые возникают у ребенка, часто рассматриваются родителями как лень или блажь, которую они пытаются преодолеть с помощью репрессивных мер. Иногда можно услышать ссылки на опыт предыдущих поколений: «У моего родственника было то же самое, как рассказывает мама, но это потом прошло».

·       Недооценка или переоценка проблем ребенка. Неадекватность оценки проблем ребенка часто зависит от уровня тревожности и уровня притязаний родителей.

·       Образовательный и профессиональный уровень родителей.

  Следующим этапом в работе с родителями выделены индивидуальные и подгрупповые семинары- практикумы по разучиванию комплексов артикуляционной гимнастики на разные звуки,  элементарных способов постановки звуков, которыми можно пользоваться  в семье. На практике такой вид работы показал свою эффективность и значительно отличается от общих консультаций и семинаров тем, что при индивидуальном общении происходит максимально близкое общение с родителями, они не стесняются задавать вопросы по существу, не комплексуют от наличия «третьего лишнего».

  В процессе консультирования родители записывают все важные моменты для работы с ребенком дома.

   По договоренности с родителями на каждого ребенка заводится индивидуальная тетрадь, в которой логопед делает записи, фиксирует те виды работы,  которые выполняет ребенок на занятиях. Тетрадь забирают домой в пятницу из группы,  выполняют все домашние задания, в понедельник  тетрадь возвращается для дальнейшей работы. С самого начала  необходимо четко обрисовать роль родителей в выполнении домашних заданий. Здесь может быть две крайности: одни родители заставляют ребенка делать их, как школьника, абсолютно игнорируя рекомендации об игровой форме работы, развивая у него все предпосылки для будущей низкой учебной мотивации; другие относятся к этим заданиям крайне небрежно, считая это чем-то необязательным и несерьезным. На собрании мы объясняем родителям, что, не выполняя требований логопеда сегодня, завтра они не смогут потребовать от школьника собранности, самостоятельности, ответственности. Дети воспитываются, прежде всего, на примерах старших.  Родители должны усвоить следующую мысль: если сейчас дети решат, что нет ничего страшного в невыполненном задании, в том, что они забыли тетрадь принести в детский сад, а родители попустительствовали им, то в будущем никто из взрослых не сможет потребовать от них твердого выполнения школьных правил.

  В течение учебного года проходит еще 2-3 родительских собрания с различной тематикой. Кроме того, по мере необходимости или по запросам родителей, проходят индивидуальные консультации, на которых логопед доводит до сведения родителей, как ребенок начал работать, на что надо обратить внимание в первую очередь. Родители должны знать, чем занимается их ребенок в данное время. Видя проблемы своего ребенка воочию, родители по-иному начинают относиться и к ним, и к нелегкому труду логопеда. В декабре – январе учебного года обычно проводится анкетирование родителей «Ваше мнение о нашей работе». Логопед выстраивает свою работу на второе полугодие с учетом пожеланий, замечаний и запросов родителей.

  Также родители привлекаются  к участию в открытых занятиях. С этой целью занятия с детьми несколько раз  в неделю планируются во второй половине дня. Сетка занятий заранее известна родителям, она помещается в уголках, в приемных. Любой родитель имеет право присутствовать на любом занятии логопеда с ребенком по предварительной договоренности.

  Во всех группах ДОУ в приемных для родителей руками воспитателей и логопеда оформлены речевые уголки «Речевичок», «Учимся говорить правильно».

В течение всего учебного года регулярно вниманию родителей предлагаются различные рекомендации, краткие консультации и советы логопеда, например:  «Рекомендации родителям по выполнению артикуляционной гимнастики с ребенком»

   Самое главное, что должны понять родители, - без их участия, поддержки результат работы с ребенком  будет минимальным. Только тесный контакт в работе логопеда и родителей может способствовать устранению речевых нарушений в дошкольном возрасте.

    Наш многолетний опыт работы показал, что взаимодействие детского сада и семьи – необходимое условие полноценного речевого развития дошкольника, а значит и дальнейшего успешного школьного обучения. Наилучшие результаты отмечаются там, где педагоги и родители действуют согласованно.

Категория: Советы логопеда | Просмотров: 2046 | Добавил: mkdoy19 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Пользовательское соглашение       Политика конфиденциальности