Воскресенье, 22.12.2024, 21:12
Вы вошли как   Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость

В интересах защиты прав детей по федеральному законодательству фотографии детей публикуют на сайте с согласия родителей (законных представителей).

Главная » 2013 » Январь » 20 » Детские капризы и дисциплина. Подготовила Лялина И.Ю.
18:45
Детские капризы и дисциплина. Подготовила Лялина И.Ю.

Детские капризы и дисциплина.

(подсказка родителям от психолога)

Даже самые спокойные и послушные дети иногда могут капризничать. Причем капризы могут проявляться в любом возрасте. И сложно выделить какой-то определенный период  в развитии ребенка, который можно было бы назвать «временем капризов». Его не существует, в то время как, капризы существуют всегда, в большей или меньшей степени. Чем тяжелее ребенок воспринимает отказ ему в каком-либо желании, тем он более склонен к капризам. Часто бывает, что родители довольно твердо противостоят стремлению ребенка добиться своего. Однако все же если ему все же удалось добиться своего с помощью каприза, он все чаще начнет прибегать к этому способу.

Что такое капризы?

Капризы – это ярко выраженные проявления злости, гнева, агрессии  во время которых ребенок может кричать, плакать, топать ногами, швырять вещи, кататься по полу, кусаться, пинаться, царапаться. Подобные сцены могут проходить с разной продолжительностью и интенсивностью. Первые капризы обычно начинаются дома. И объясняется это тем, что ребенок большую часть времени проводит именно в обществе родителей, в своем доме. Так что если родители сумеют грамотно справиться с первым проявлением каприза, то в дальнейшем смогут легко избежать его повторений в общественных местах. Помните, что гораздо легче осилить первый или пятый по счету каприз, нежели какой-нибудь сотый. Действовать нужно разумно с самого начала, и тогда можно предотвратить много нежелательных последствий.

Дети самостоятельно не могут управлять ни своим возмущением, ни чувством вины. Родителям важно избегать проявления ярко выраженного недовольства неодобрения (вымещать на нем свои чувства, угрожать, упрекать) после того как капризное поведение закончится  и ребенок успокоится. Достаточно напомнить ребенку, что он уже достаточно наказал самого себя, а также очень важно показать ему, что его любят, хотя его поведение и не было похвальным.

Как же нужно лечить капризы?

Неверная реакция на капризы является наиболее частой причиной, из-за которой они повторяются. И прежде чем принимать какие-то меры по исправлению, важно четко понимать, насколько капризы тормозят развитие ребенка.  Это правило не имеет исключений.

Как же нужно действовать?

1.      Как только малыш начинает капризничать, следует выбрать такую тактику, при которой он отвлечется от каприза. Лучше всего открыть ему свои объятия, уверить его в своей любви, но при этом важно ничем его не вознаграждать!

2.      Если не удалось сделать то, что описано в первом пункте, следует оставить ребенка в покое, не обращая на него внимания. Его гнев – это лишь попытка убедить всех вокруг, что ему плохо, и вокруг него все несправедливо и неправильно. Уговоры и убеждения на этом этапе не помогут, пусть он отведет душу, и очень важно родителям не принимать в этом участия.

3.      Наиболее эффективные способы лечения капризов – это те, которые заставляют ребенка понять, что вы никогда не отнесетесь всерьез к его причудам, которые «разоружают» его. Следует оставаться равнодушными и спокойными к его поведению, что бы он ни делал. Не придавайте значения чувству растерянности и неловкости перед людьми, которые вас в этот момент окружают и могут высказывать свое мнение на тему этой ситуации, так как ваши отношения с ребенком гораздо важнее их мнения. Если ребенок капризничает в многолюдном месте, например, в магазине,  и вам очень неудобно, следует вынести его оттуда на руках, но потакать капризам, лишь бы прекратить истерику, непозволительно.

Когда утихнет буря, важно ласково поговорить с ребенком, рассказать, как вас огорчило, что он мог так бушевать из-за такого пустяка, а также выразить уверенность, что в дальнейшем подобного не повторится. Очень важно уверить ребенка, что вы все равно его любите и убеждены, что он никогда больше не станет вести себя так плохо, даже если будет что-нибудь не так, как ему хочется.

Подобная реакция на капризы также важна, как и предложенные выше рекомендации. Такой разговор с ребенком необходим, чтобы у него не возникло чувства вины, как это часто бывает после бурных всплесков гнева.

Следует отметить, если ребенку уже 6 или более лет, но его капризы вам так и не удалось преодолеть, приведенные выше капризы остаются в силе, однако потребуется уже гораздо больше времени и усилий, чтобы изменить закрепившееся поведение.

Наблюдайте за всеми излишне эмоциональными проявлениями ребенка, не оставляйте капризы без внимания, и вам  будет значительно легче научить его выражать их более приемлемыми способами.

Вы, как ответственные родители, мечтаете привить ребенку дисциплину. Но большинство усилий остаются бесполезными и неэффективными. Как же быть? Ведь хочется, чтобы в ваших с ребенком буднях стали нормой порядок и мирные взаимоотношения, чтобы в доме, наконец, поселилась гармония. Безусловно, главным звеном здесь должна быть любовь, принятие ребенка со всеми его индивидуальными особенностями. А также следует набраться терпения, выдержки и действовать последовательно.

Что такое дисциплина с любовью

Конечно, из этих слов уже и так понятно, что прививать дисциплину лучше и эффективнее с любовью. Но давайте конкретизируем, и выделим несколько важных принципов воспитания, которых следует придерживаться:

·                Разговаривайте с детьми уважительно, помогайте им самостоятельно оценивать хорошие и плохие поступки

·                Приучайте детей самих принимать решение о действии или бездействии в различных ситуациях

·                Никогда не унижайте детей – никогда!

Аргументировано объясняйте детям, почему в каждом конкретном случае надо поступать определенным образом, а не иначе. При этом контролируйте, что вы говорите, объяснения типа «потому что я так хочу» не убедят ребенка. Дети не любят приказов и могут просто отстраниться от общения с вами. Убеждения, доверительные беседы, диалоги на равных помогут вам завоевать авторитет у ребенка. Пока они еще малы, объясняйте детям все, что вы делаете. Они не всегда поймут вас, но почувствуют образ ваших мыслей и ваше к ним уважение. Это может произойти даже до того, как они научатся говорить.

·                Постоянно информируйте ребенка и поддерживайте его вовлеченность в события

·                Предотвращайте малейшее непонимание простыми объяснениями

·                Не противодействуйте ребенку, избегайте приказного тона, выполняйте свои обещания, реагируйте на любую ситуацию без проволочек

·                Не стесняйтесь проявлять свою любовь к ребенку

Если все-таки необходимо сделать «внушение», сделайте это наедине, обсудите с ребенком его поведение, вызвавшее необходимость «внушения», а потом побудьте вместе и убедитесь, что он правильно все понял.

Поощрения и наказания

Чем разнообразнее и неожиданнее поощрения, тем они действенней. При этом поощрения не должны восприниматься как подарок ко дню рождения (его все равно получишь). Чтобы поощрения выполняли свою функцию, они должны быть четко увязаны с действиями ребенка. Неожиданная награда лучше запоминается, а конфета за каждый хороший поступок теряет свою роль «быть поощрением».

Наказание должно быть значимым для ребенка, иначе она теряет свой смысл и не служит для прерывания нежелательного поведения. Если ребенка наказывают, оставляя дома, а он при этом не хотел идти в гости, то вряд ли это событие можно считать наказанием.

Ребенок может принимать участие в вопросах выбора поощрения и наказания. Дети подчас бывают справедливыми в поиске подходящего для себя наказания, чувствуя доверие, которое им оказали родители. Осуществляя выбор, они к тому же лучше запоминают, что может последовать за определенным поведением, и это повышает их ответственность.

Лучше использовать поощрения, чем наказания. Если нужное поведение поощрять, а ненужное игнорировать, то необходимые навыки формируются быстрее, чем если используются и поощрения, и наказания. Поощрения должны исполняться. Очень важно, чтобы обещанная награда была получена, поэтому не стоит давать невыполнимых обещаний.

Правила для поддержания бесконфликтной дисциплины

1.             Правила (ограничения, требования, запреты) обязательны в жизни ребенка, их не следует создавать слишком много, и им необходимо быть гибкими.

2.             Родительские требования не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребенка (движение, познание, упражнение, игра).

3.             Ограничения, требования, запреты согласуются взрослыми между собой.

4.             Тон, в котором сообщается требование или запрет, должны быть скорее дружелюбно-разъяснительным, чем повелительным.

 

Категория: Консультации психолога | Просмотров: 964 | Добавил: mkdoy19 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Пользовательское соглашение       Политика конфиденциальности