19:33 Что такое насилие и жестокое обращение с детьми? |
Что такое
насилие и жестокое обращение с детьми?
Родительский
дом и семья являются для несовершеннолетних детей гарантами стабильности и
надежности. Однако, в современных условиях многие семьи не смогли
адаптироваться и сформировать защитные механизмы. Снизился воспитательный
потенциал, ухудшился нравственно-психологический климат в семейной сфере и
обществе в целом. Отчуждение родителей от детей, нарастание процессов
деформации семьи, разрушение нравственно-этических норм, социальных связей,
обострение криминогенной ситуации, ухудшение здоровья детского населения,
недостаточное - все это привело к снижению уровня защищенности детей и
подростков. Воспитание ребенка,
забота о его здоровье и благополучии – это трудоемкий процесс, требующий от
родителей много сил и терпения. Как показывает практика, даже семьях, где
родители испытывают искреннюю любовь и привязанность к своим детям, в
воспитательном процессе могут использоваться такие формы воздействия на
ребенка, как телесные наказания, запугивание, лишение ребенка общения или
прогулки. При этом, большинство родителей хорошо понимает, что такая тактика
воспитания – это нарушение прав их детей, а также причина возможных отклонений
в психическом и физическом развитии ребенка. Положение ребенка в семьях, где он
становится обузой, а не радостью жизни, значительно хуже. Жестокое обращение с
детьми: что это такое? §
Физическое насилие – это преднамеренное нанесение
физических повреждений ребенку. §
Сексуальное насилие – это вовлечение ребенка с его
согласия или без такового в сексуальные действия с взрослыми с целью получения
последними удовлетворения или выгоды. Согласие ребенка на сексуальный контакт
не дает оснований считать его ненасильственным, поскольку ребенок не обладает
свободой воли и не может предвидеть все негативные для себя последствия. §
Психологического (эмоциональное) насилие – это
периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребенка,
тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт
характера. Примеры
эмоционального и психологического насилия: - запугивание ребенка
- ему внушают страх с помощью действий, жестов, взглядов, - угрожают насилием по
отношению к другим (родителям ребенка, друзьям, животным и так далее). - использование силы
общественных институтов - религиозной организации, суда, милиции, школы,
спецшколы для детей, приюта, родственников, психиатрической больницы и так
далее. - использование изоляции
- контролируют его доступ к общению со сверстниками, взрослыми, братьями
и сестрами, родителями, бабушкой и дедушкой Над ребенком также совершают эмоциональное насилие,
если: Формы эмоционального,
психологического и экономического насилия часто возводятся в ранг "системы
воспитания", и бывает очень трудно скорректировать такую позицию людей,
долг которых - забота, защита, опека, руководство, помощь и товарищество (это
то, что должно вкладываться в понятие "воспитание"). §
Пренебрежение нуждами ребенка – это отсутствие
элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное
состояние и появляется угроза его здоровью или развитию. К пренебрежению
элементарными нуждами относятся: - отсутствие адекватных
возрасту и потребностям ребенка питания, одежды, жилья, образования,
медицинской помощи; - отсутствие должного
внимания и заботы, в результате чего ребенок может стать жертвой несчастного
случая. Факторы риска, способствующие насилию и жестокому обращению с детьми; - неполные и многодетные
семьи, семьи с приемными детьми, с наличием отчимов или мачех; - наличие в семье
больного алкоголизмом или наркоманией, вернувшегося из мест лишения свободы; - безработица,
постоянные финансовые трудности; - постоянные супружеские
конфликты; - статус беженцев,
вынужденных переселенцев; - низкий уровень
культуры, образования; - негативные семейные
традиции; - нежелательный ребенок; - умственные или
физические недостатки ребенка; - «трудный» ребенок. Над ребенком совершено экономическое насилие, если: Дети, воспитывающиеся в семьях, где
соседствуют несколько таких факторов, например алкоголизм одного или двух
родителей, регулярные скандалы, финансовые трудности, еще больше подвержены
опасности, стать жертвами жесткого обращения со стороны родителей или других
близких родственников, а также опекунов или приемных родителей. Механизмы предотвращения и защиты детей от насилия и жестокого обращения в
семье. - состояние здоровья и
внешний вид ребенка (опасное для жизни ребенка заболевание, лечением которого
не занимаются родители; наличие травм, синяков; неряшливый вид ребенка и др.); - особенности поведения
ребенка в учреждениях образования (агрессивность в отношении сверстников и
взрослых; замкнутость; чрезмерная возбудимость и др.); - низкий уровень
педагогического потенциала семьи (отсутствие интереса к делам ребенка в учебном
заведении; уклонение от родительских обязанностей, отсутствие заботы; употребление
алкоголя или других наркотических средств); - отношение семьи к
учреждению образования, которое посещает их ребенок (уклонение от контакта с
работниками и администрацией учреждения образования; неявка на родительские
собрания и др.); - задолженность по плате
за техническое обслуживание, пользование жилым помещением, коммунальные услуги; - заявления в органы
внутренних дел об уходах несовершеннолетних из дома, их розыске и др.
Уважаемые папы и мамы! В жизни человек встречается не только
с добром, но и со злом, приобретает не только положительный, но и
отрицательный опыт. Добро лечит сердце, зло
ранит тело и душу, оставляя рубцы и шрамы на всю оставшуюся жизнь. Запомните эти простые
правила в нашей непростой жизни... 1.
Воспитывайте в ребенке привычку
рассказывать вам не только о своих достижениях, но и о тревогах, сомнениях,
страхах. 2.
Каждую трудную ситуацию нельзя
оставлять без внимания, анализируйте вместе с ребенком. 3.
Обсуждайте с ребенком примеры находчивости и мужества людей, сумевших выйти
из трудной жизненной ситуации. 4.
Нельзя иронизировать над ребенком, если в какой-то ситуации он оказался
слабым физически и морально. Помогите ему и поддержите его, укажите возможные
пути решения возникшей проблемы. 5.
Если проблемы связаны только с тем, что ваш ребенок слаб физически,
запишите его в секцию, делайте вместе с зарядку и интересуйтесь его успехами. 6.
Если кто-либо из числа ваших знакомых и друзей вызывает у вас
опасения в отношении вашего ребенка, проверьте свои сомнения и не общайтесь
больше с этим человеком. 7.
Не опаздывайте с ответами на вопросы вашего ребенка по различным
проблемам физиологии, иначе на них могут ответить другие люди. 8.
Постарайтесь сделать так, чтобы ребенок с раннего детства проявлял
ответственность за свои поступки и за принятие
решений. 9.
Учите ребенка предвидеть последствия своих поступков, Сформируйте у него потребность
ставить вопрос типа: что будет, если?.. 10.
Если ваш ребенок подвергся
сексуальному насилию, не ведите себя так, как будто он совершил нечто
ужасное, после чего его жизнь невозможна 11.
Не обсуждайте при ребенке то, что произошло, тем более с посторонними и чужими
людьми. 12.
Не формируйте у своего ребенка комплекс вины за случившееся. 13.
Не позволяйте другим людям выражать вашему ребенку сочувствие и жалость.
Это формирует принятие им установки, что он не такой, как все. 14.
Дайте возможность своему ребенку
проговорить с вами самую трудную ситуацию до конца и без остатка. Это
поможет ему освободиться от груза вины и ответственности. О физическом наказании Родителям
о наказании · Шлепая ребенка,
Вы учите его бояться Вас. · Проявляя при
детях худшие черты своего характера, вы показываете им дурной пример. · Телесные
наказания требуют от родителей меньше ума и способностей, чем любые другие
воспитательные меры. · Шлепки могут
только утвердить, но не изменить поведение ребенка. · Наказания
вынуждают ребенка опасаться потерять родительскую любовь. Он чувствует себя
отверженным и начинает ревновать к брату или сестре, а порой и к родителям. · У наказанного
ребенка может возникнуть враждебное чувство к родителям. И едва в нем
объединятся два чувства: любовь и ненависть,- как сразу возникает конфликт. · Если Вы шлепаете
ребенка под горячую руку, это означает, что Вы хуже владеете собой, нежели
требуете от ребенка. · Частые наказания
побуждают ребенка привлекать внимание родителей любыми средствами. Чем заменить наказание? · Терпением. Это
самая большая добродетель, которая только может быть у родителей. · Объяснением.
Объясняйте ребенку, почему его поведение неправильно, но будьте предельно
кратки. · Неторопливостью.
Не спешите наказывать сына или дочь – подождите, пока проступок повторится. · Наградами. Они
более эффективны, чем наказание.
|
|
Всего комментариев: 0 | |