Понедельник, 25.11.2024, 21:07
Вы вошли как   Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость

В интересах защиты прав детей по федеральному законодательству фотографии детей публикуют на сайте с согласия родителей (законных представителей).

Главная » 2012 » Февраль » 23 » Артикуляционная гимнастика для разных групп звуков
16:07
Артикуляционная гимнастика для разных групп звуков

Упражнения для подготовки артикуляционного уклада

звуков   Ш, Ж, Ч, Щ

 

Правильная артикуляция шипящих:

Губы вытянуты вперед;

Зубы разомкнуты, сближены;

Язык: кончик широкий, приподнят к передней части неба, язык принимает форму «чашечки»; на звуки Ш, Ж, Щ образует щель с передней частью твердого неба; на звук Ч – сначала смычка с передней частью твердого неба, а затем щель, спинка слегка прогнута, корень слегка напряжен, боковые края прилегают к верхним коренным зубам, мягкое небо поднято, проход в носовую полость закрыт,

голосовые складки – Ш, Щ, Ч –разомкнуты, Ж – сомкнуты, вибрируют.

1.                     «Заборчик»

Цель: научить ребенка удерживать губы в улыбке, обнажая верхние и нижние зубы.

Выполнение: улыбнуться, показать зубы, удерживать губы в улыбке под счет до десяти (мама считает, ребенок держит улыбку).

2.                               «Трубочка»

Цель: выработать движения губ вперед.

Выполнение: вытянуть сомкнутые губы вперед трубочкой, удерживать под счет до десяти (мама считает, ребенок держит трубочку).

3.                               «Заборчик – трубочка»

Цель: научить легко переключаться с одного положения губ на другое.

Выполнение: чередовать положение губ в улыбке и трубочке под счет до десяти.

4.                               «Окошко»

Цель: научить ребенка спокойно открывать и закрывать рот, удерживая губы в улыбке, развивать подвижность нижней челюсти.

Выполнение: 1)улыбнуться, показать зубы, открыть рот, сомкнуть зубы, удерживать рот   открытым под счет до десяти. 2) открывать и закрывать рот под счет 1, 2 : губы в улыбке, зубы видны.

5.                               «Наказать непослушный язык»

Цель: научить ребенка расслаблять мышцы языка, делать язык широким.

Выполнение: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить: «пя-пя-пя…», удерживать таким распластанным на счет до пяти.

6.                               «Лопатка»

Цель: научить ребенка удерживать широкий спокойный язык.

Выполнение: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, удерживать под счет.             

7.                               «Загнать мяч в ворота»

Цель: выработать длительную целенаправленную струю.

Выполнение: вытянуть губы вперед «трубочкой» и длительно дуть на лежащий перед ребенком ватный  шарик, загоняя его между двумя  кубиками,  стоящими впереди на  столе. Ворота постепенно отодвигаются. 

Щеки не надувать! Загонять шарик на одном длительном выдохе.

8.                               «Вкусное варенье»

Цель: выработать движения широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое  к форме чашечки, которое принимает язык при произнесении звук Щ.

Выполнение: Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизнуть верхнюю губу, делая движение сверху вниз. Работает только язык.

9.                               «Грибок»

Цель: укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку.

Выполнение:  улыбнуться,  приоткрыть рот,  присосать широкий язык к небу (язык – шляпка гриба,   связка – ножка).

10.                            «Гармошка»

Цель: укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку.

Выполнение: улыбнуться, приоткрыть рот, присосать язык к небу и не опуская языка, закрывать и открывать рот, губы в улыбке. При выполнении все шире открывать рот.

11.                            «Кто дальше загонит мяч?»

Цель: выработать плавную воздушную струю посредине языка.

Выполнение: улыбнуться, положить язык на нижнюю губу и произносить длительно «Ф».

 

 

Упражнения для подготовки артикуляционного уклада

звуков   С  С`  З  З`  Ц

Правильная артикуляция свистящих:

Губы в улыбке;

Зубы разомкнуты, сближены;

Язык широкий, спинка выгнута; боковые края языка прижаты к боковым зубам; мягкое небо поднято, проход в носовую полость закрыт,

голосовые складки – С, С`, Ц –разомкнуты, З, З` – сомкнуты, вибрируют.

Воздушная струя проходит через рот по средней линии языка по узкому желобку; струя узкая, холодная, сильная косо направлена вниз на С, С`, З, З` - плавная, длительная; на Ц – толчкообразная. На звук Ц – передняя часть языка вначале образует смычку с верхними зубами, а затем щель, широкий кончик языка – за нижними зубами.

1. «Заборчик»

Цель: научить ребенка удерживать губы в улыбке, обнажая верхние и нижние зубы.

Выполнение: улыбнуться, показать зубы, удерживать губы в улыбке под счет до десяти (мама считает, ребенок держит улыбку).

2.                               «Трубочка»

Цель: выработать движения губ вперед.

Выполнение: вытянуть сомкнутые губы вперед трубочкой, удерживать под счет до десяти (мама считает, ребенок держит трубочку).

3.                               «Заборчик – трубочка»

Цель: научить легко переключаться с одного положения губ на другое.

Выполнение: чередовать положение губ в улыбке и трубочке под счет до десяти.

4.                               «Окошко»

Цель: научить ребенка спокойно открывать и закрывать рот, удерживая губы в улыбке, развивать подвижность нижней челюсти.

Выполнение: 1)улыбнуться, показать зубы, открыть рот, сомкнуть зубы, удерживать рот   открытым под счет до десяти. 2) открывать и закрывать рот под счет 1, 2 : губы в улыбке, зубы видны.

5.                               «Наказать непослушный язык»

Цель: научить ребенка расслаблять мышцы языка, делать язык широким.

Выполнение: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить: «пя-пя-пя…», удерживать таким распластанным на счет до пяти.

6.                               «Лопатка»

Цель: научить ребенка удерживать широкий спокойный язык.

Выполнение: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, удерживать под счет.            

7.                               «Загнать мяч в ворота»

Цель: выработать длительную целенаправленную струю.

Выполнение: вытянуть губы вперед «трубочкой» и длительно дуть на лежащий перед ребенком ватный  шарик, загоняя его между двумя  кубиками,  стоящими впереди на  столе. Ворота постепенно отодвигаются. 

Щеки не надувать! Загонять шарик на одном длительном выдохе.

8.                               «Чьи зубы чище?»

Цель: научить ребенка удерживать кончик языка за нижними зубами.

Выполнение: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка почистить нижние зубы с внутренней стороны. Делая движения языком из стороны в сторону и сверху вниз. Работает только язык.

9.                               «Киска сердится»

Цель: научить ребенка удерживать кончик языка за нижними зубами и выгибать спинку языка.

Выполнение:  улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, кончик языка упереть в нижние резцы и не отрывая его от зубов выдвигать спинку языка вперед (под счет до 5), затем опустить спинку языка не отрывая кончик.

10.                             «Кто дальше загонит мяч?»

Цель: выработать плавную воздушную струю посредине языка.

Выполнение: улыбнуться, положить язык на нижнюю губу и произносить длительно «Ф», сдуть ватку на другой край стола. Щеки не надувать!

 

 

 

 

 

 

 

Упражнения для подготовки артикуляционного уклада

звуков   Р  Р`

Правильная артикуляция :

Губы нейтральны;

Зубы разомкнуты;

Язык: кончик приподнят к альвеолам верхних резцов, вибрирует под напором выдыхаемого воздуха, спинка прогнута; корень слегка напряжен; боковые края прилегают к верхним коренным зубам;  голосовые складки сомкнуты; мягкое небо поднято, проход в носовую полость закрыт;

Воздушная струя проходит через рот по средней линии языка. На Р`- дополнительный подъем спинки языка, перемещение его вперед.

 

1.«Заборчик»

Цель: научить ребенка удерживать губы в улыбке, обнажая верхние и нижние зубы.

Выполнение: улыбнуться, показать зубы, удерживать губы в улыбке под счет до десяти (мама считает, ребенок держит улыбку).

2.«Трубочка»

Цель: выработать движения губ вперед.

Выполнение: вытянуть сомкнутые губы вперед трубочкой, удерживать под счет до десяти (мама считает, ребенок держит трубочку).

3.«Заборчик – трубочка»

Цель: научить легко переключаться с одного положения губ на другое.

Выполнение: чередовать положение губ в улыбке и трубочке под счет до десяти.

4.«Окошко»

Цель: научить ребенка спокойно открывать и закрывать рот, удерживая губы в улыбке, развивать подвижность нижней челюсти.

Выполнение: 1)улыбнуться, показать зубы, открыть рот, сомкнуть зубы, удерживать рот   открытым под счет до десяти. 2) открывать и закрывать рот под счет 1, 2 : губы в улыбке, зубы видны.

5.«Лошадки»

Цель: укреплять мышцы языка,

Выполнение: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить: «пя-пя-пя…», удерживать таким распластанным на счет до пяти.

6. «Вкусное варенье»

Цель: выработать движения широкой части языка вверх и положение языка близкое к форме чашечки.

Выполнение: слегка приоткрыть рот, широким передним краем языка облизнуть верхнюю губу, делая движения сверху вниз.            

7. «Маляр»

Цель: учить ребенка поднимать язык вверх, растягивать подъязычную связку.

Выполнение: улыбнуться, открыть рот, погладить кончиком языка твердое небо, делая движения языком вперед – назад (кончик не высовывать из-за зубов, губы и нижняя челюсть в покое).

8. «Чьи зубы чище?»

Цель: выработать подъем языка вверх и умение владеть им, растягивать уздечку.

Выполнение: улыбнуться, показать зубы, открыть рот и кончиком языка почистить верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону и сверху вниз. Работает только язык.

9. «Грибок»

   Цель: укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку.

 Выполнение:  улыбнуться, приоткрыть рот, присосать широкий язык к небу.

10.  «Гармошка»

    Цель: укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку

  Выполнение: улыбнуться,  приоткрыть рот, присосать широкий язык к небу и не опуская языка, закрывать и открывать рот, губы в улыбке.

11. «Барабанщики»

Цель: укреплять мышцы кончика языка, вырабатывать подъем его вверх, умение владеть им.

Выполнение: улыбнуться, показать зубы, открыть рот, постучать кончиком языка за верхними зубами: д-д-д; вначале произносить медленно, постепенно темп убыстряется (работает только язык, губы в улыбке, нижняя челюсть в покое).

 

 

Упражнения для подготовки артикуляционного уклада

звуков   Л, Л`

 

Правильная артикуляция:

Губы в легкой улыбке;

Зубы  сближены;

Язык: кончик  приподнят и упирается в верхние зубы; спинка прогнута; корень приподнят; боковые края приподняты, но не касаются верхних коренных зубов, по бокам остаются проходы для выдыхаемого воздуха;

голосовые складки  сомкнуты, вибрируют. Воздушная струя слабая, идет по бокам языка. На Л` палатализация, губы более напряжены.

1.«Заборчик»

Цель: научить ребенка удерживать губы в улыбке, обнажая верхние и нижние зубы.

Выполнение: улыбнуться, показать зубы, удерживать губы в улыбке под счет до десяти (мама считает, ребенок держит улыбку).

2.«Трубочка»

Цель: выработать движения губ вперед.

Выполнение: вытянуть сомкнутые губы вперед трубочкой, удерживать под счет до десяти (мама считает, ребенок держит трубочку).

3.      «Заборчик – трубочка»

Цель: научить легко переключаться с одного положения губ на другое.

Выполнение: чередовать положение губ в улыбке и трубочке под счет до десяти.

4.      «Окошко»

Цель: научить ребенка спокойно открывать и закрывать рот, удерживая губы в улыбке, развивать подвижность нижней челюсти.

Выполнение: 1)улыбнуться, показать зубы, открыть рот, сомкнуть зубы, удерживать рот   открытым под счет до десяти. 2) открывать и закрывать рот под счет 1, 2 : губы в улыбке, зубы видны.

5.      «Наказать непослушный язык»

Цель: научить ребенка расслаблять мышцы языка, делать язык широким.

Выполнение: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить: «пя-пя-пя…», удерживать таким распластанным на счет до пяти.

6.      «Лопатка»

Цель: научить ребенка удерживать широкий спокойный язык.

Выполнение: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, удерживать под счет.            

7.       «Вкусное варенье»

Цель: выработать движения широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое  к форме чашечки, которое принимает язык при произнесении звук Щ.

Выполнение: слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизнуть верхнюю губу, делая движение сверху вниз. Работает только язык.

8.      «Пароход гудит»

Цель: выработать подъем задней части спинки языка вверх.

Выполнение: улыбнуться, зажать кончик языка между зубов, длительно произносить звук «ы», при этом слышится звук «л».

9.      «Лошадки»

Цель: укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку.

Выполнение:  улыбнуться,  приоткрыть рот,  показать зубы, открыть рот и пощелкать кончиком за верхними зубами, сначала медленно, затем быстрее.

10.   «Беззвучно пощелкать кончиком языка»

Цель: выработать движения языка вверх и помочь определить его место при произношении звука «л».

Выполнение: производить те же движения, что в предыдущем упражнении, только беззвучно.

11.   «Чьи зубы чище?»

Цель: выработать подъем языка вверх и умение владеть им, растягивать подъязычную связку.

Выполнение: улыбнуться, показать зубы, открыть рот, кончиком языка почистить верхние зубы с внутренней стороны (движения из стороны в сторону, сверху вниз).

 

 

 

Общий комплекс артикуляционной гимнастики

 

Артикуляционная гимнастика – это комплекс упражнений, направленных на выработку основных движений и положения органов артикуляции: губ, нижней челюсти, языка.

 

Артикуляционную гимнастику необходимо проводить ежедневно, утром и вечером, перед зеркалом. Продолжительность от 3 до 5 минут.

 

1.«Заборчик»

Цель: научить ребенка удерживать губы в улыбке, обнажая верхние и нижние зубы.

Выполнение: улыбнуться, показать зубы, удерживать губы в улыбке под счет до десяти (мама считает, ребенок держит улыбку).

2.«Трубочка»

Цель: выработать движения губ вперед.

Выполнение: вытянуть сомкнутые губы вперед трубочкой, удерживать под счет до десяти (мама считает, ребенок держит трубочку).

3.      «Заборчик – трубочка»

Цель: научить легко переключаться с одного положения губ на другое.

Выполнение: чередовать положение губ в улыбке и трубочке под счет до десяти.

4.      «Окошко»

Цель: научить ребенка спокойно открывать и закрывать рот, удерживая губы в улыбке, развивать подвижность нижней челюсти.

Выполнение: 1)улыбнуться, показать зубы, открыть рот, сомкнуть зубы, удерживать рот   открытым под счет до десяти. 2) открывать и закрывать рот под счет 1, 2 : губы в улыбке, зубы видны.

5.      «Наказать непослушный язык»

Цель: научить ребенка расслаблять мышцы языка, делать язык широким.

Выполнение: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить: «пя-пя-пя…», удерживать таким распластанным на счет до пяти.

6.      «Лопатка»

Цель: научить ребенка удерживать широкий спокойный язык.

Выполнение: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, удерживать под счет.        

7.      «Кошка лакает молоко»

Цель: выработать движение широкого языка вперед – назад.

Выполнение: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, широким языком производить движения вперед – назад.

8.      «Часики»

Цель: научить ребенка направлять язык к уголкам рта: вправо – влево, развивать подвижность передней части языка.

Выполнение: а) улыбнуться, показать зубы, повернуть высунутый язык вправо, удержать до 3 – 5, затем повернуть влево; б) улыбнуться, показать зубы, поворачивать язык вправо и влево («тик-так»).

9.  «Качели»   

Цель: научить ребенка менять поочередно положение языка вверх – вниз, растягивать подъязычную связку.

Выполнение: а) улыбнуться, показать зубы, открыть рот, положить язык за нижние зубы, удержать в таком положении до 3-5, затем поднять широкий язык за верхние зубы и тоже удержать до 3-5;  б) менять поочередно положение языка вверх-вниз, под счет 1-2.

10. «Блинчик-иголочка»

Цель: научить ребенка поочередно делать язык широким и узким.

Выполнение: приоткрыть рот, высунуть язык, сделать его широким, как блинчик (широко распластанный тонкий язык), удержать такой язык до 3 – 5, затем сделать язык узким (округленный с заостренным кончиком). Удержать до 3 – 5. Менять поочередно 3 – 4 раза.

12.   «Лошадки»

Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем его вверх,  растягивать подъязычную связку, развивать подвижность кончика языка.

Выполнение:  улыбнуться,  приоткрыть рот,  показать зубы, открыть рот и пощелкать кончиком за верхними зубами, сначала медленно, затем быстрее. Работает только язык и нижняя челюсть.

 

Категория: Родителям | Просмотров: 8777 | Добавил: mkdoy19 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Пользовательское соглашение       Политика конфиденциальности