Пятница, 26.04.2024, 15:22
Вы вошли как   Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость

В интересах защиты прав детей по федеральному законодательству фотографии детей публикуют на сайте с согласия родителей (законных представителей).

Главная » Статьи » методический совет » воспитатель

пространственные и временные представления.

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ И ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Подготовили: Серебрякова Е.В. Непомнящих Н.В.

Детям уже в дошкольном возрасте жизненно необходимо научиться самим ориентироваться во времени: определять, изменять время (правильно обозначая в речь), чувствовать его длительность (чтобы регулировать и планировать деятельность во времени), менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени. Восприятие и ориентировка во времени у человека, как утверждает философия и психология, складываются и формируются на социальной основе в процессе его жизнедеятельности и в практике широких общественных связей и отношений.

На основе чувственности отражений и ориентировки во времени, у ребенка начинает складываться высшая форма ориентировки и отражения времени - "логико-понятийная" или "теоретическая" (по терминологии Б.Г.Ананьева). Дети дошкольного возраста испытывают трудности в восприятии времени и у них относительно поздно развиваются временные представления, как тягучесть, текучесть, необратимость (невозможность вернуть прошедшее и поменять местами настоящее и будущее), периодичность, одномерность. Восприятие детьми этих особенностей весьма затруднена из-за отсутствия наглядных форм, не подлежит чувственному созерцанию, поэтому воспринимается опосредованно, через движение или какую-то деятельность, связанную с определением времени или через чередование каких-то постоянных явлений. Временные представления обычно развиваются у детей относительно сложно (особенно когда не уделяют достаточно внимания их выработке), не следует преувеличивать недоступности их восприятия.

 

Ребенок познает пространство по мере того, как сам им овладевает. Еще лежа в постели и действуя с соской, погремушкой, ребенок познает «близкое» пространство. «Далеким» пространством он овладевает несколько позже, когда учится самостоятельно передвигаться. Вначале восприятие далекого пространства мало дифференцировано и оценка расстояния очень не точна. Развитие ориентировки в пространстве, как показали исследования А.Я. Колодной, начинается с дифференцировки пространственных отношений собственного тела ребенка (выделяет и называет правую руку, левую, парные части тела). Позднее на нее накладывается другая система отсчета - словесная. Происходит это в результате закрепления за чувственно различаемым ребенком направлениями относящихся к ним названий: вверх, вниз, вперед, назад, направо, налево. «Чем точнее слова определяют направление,  тем легче ребенок ориентируется в нем, тем полнее включает эти пространственные признаки в отражаемую им картину мира, тем более осмысленной, логичной и цельной она становится для ребенка. Ранее всего у детей складываются представления о таких понятиях, как УТРО, ДЕНЬ, ВЕЧЕР, НОЧЬ. Следовательно,  воспитатель имеет возможность уточнить и конкретизировать знания детей о частях суток, формировать навыки распознавания и умения называть эти части суток. Далее необходимо углублять и расширять эти знания и давать представления о последовательности частей суток и о сутках в целом, знакомить с чередованием трех суток и значением слов ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА. В старшей и подготовительной к школе группе на основе имеющихся у детей знаний можно знакомить их при помощи календаря с неделей, месяцем, годом. Параллельно необходимо развивать и само чувство времени, начиная с 1 минуты, 3,5,10 минут, полчаса и час. Научить детей пользоваться такими приборами измерения времени, как песочные и обычные часы.

 

Группа

Ориентировка в пространстве

 

Ориентировка во времени

Вторая младшая

Учить ориентироваться в расположении частей своего тела (голова, ноги, глаза, уши, спина и др.) и в соответствии с ними различать пространственные направления от себя: впереди - сзади (позади), вверху - внизу, справа (направо) - слева (налево). Различать  правую и левую руки.

К концу года ребёнок может

Понимать смысл слов: впереди - сзади, вверху - внизу, слева - справа, на, над - под, верхняя - нижняя (полоска).

Учить  ориентироваться в контрастных частях суток: день - ночь, утро - вечер.

К концу года ребенок может

Понимать смысл временных понятий: утро, вечер, день, ночь.

Средняя

Развивать умения определять пространственные направления от себя, двигаться в заданном направлении (вперед - назад, направо - налево, вверх - вниз); обозначать словами положение предметов по отношению к себе (передо мной стол, справа от меня дверь, слева - окно, сзади на полках игрушки).

К концу года ребенок может

Определять положение предметов в пространстве по отношению к себе (впереди - сзади, вверху - внизу); двигаться в нужном направлении по сигналу: вперед, назад, вверх, вниз.

Различать правую и левую руки.

Расширять представления детей о частях суток, их характерных особенностях, последовательности (утро - день - вечер - ночь).

Объяснить значение слов :вчера, сегодня, завтра.

К концу года ребенок может

Определять части суток.

Старшая

Совершенствовать умение ориентироваться в окружающим пространстве: слева - справа, вверху - внизу, впереди (спереди) - сзади (за), между, рядом с; двигаться в заданном направлении, меняя его по сигналу, а также в соответствии со знаками - указателями направления движения (вперед, назад, налево, направо и т.п.); определять свое местонахождение среди окружающих людей и предметов: "Я стою между Олей и Таней, за Мишей, позади Кати, перед Наташей, около Юры" ; обозначать в речи взаимное расположение предметов "Справа от куклы сидит заяц, а слева от куклы стоит лошадка, сзади - мишка, а впереди - машина".  

Учить ориентироваться на листе бумаги (справа - слева, вверху - внизу, в середине, в углу).

К концу года ребенок может

Определять свое местонахождение  среди предметов и людей, а также положение одного предмета по отношению к другому.

 

Дать детям представление о том, что утро, день, вечер ,ночь составляют сутки. Учить на конкретных примерах устанавливать последовательность различных событий: что было раньше, что позже, определять, какой день был вчера, какой сегодня, какой будет завтра.

К концу года ребенок может

Знать, что утро, день, вечер ,ночь составляют сутки; уметь устанавливать последовательность частей суток.

Называть текущий день недели.

Подготовительная

Учить детей ориентироваться на ограниченной поверхности (лист бумаги, учебная доска, страница тетради, книги и т д); располагать предметы и их изображения в указанном направлении, отражать в речи их пространственное расположение (слева, справа, вверху, внизу, левее, правее, выше, ниже, в левом верхнем (правом нижнем) углу, перед ,за, между, рядом и т д).

Познакомить с планом, схемой, маршрутной картой. Развивать способность к моделированию пространственных отношений между объектами в виде рисунка, плана, схемы.

Учить "читать" простейшую графическую информацию, обозначающую пространственные отношения и направление движения объектов (слева направо, справа налево, снизу вверх, сверху вниз); самостоятельно передвигаться в пространстве, ориентируясь на условные обозначения направления движения (знаки и символы).

К концу года ребенок может

Ориентироваться в окружающем пространстве и на плоскости (лист, страница, поверхность стола и др), обозначать взаимное расположение и направление объектов; пользоваться условными ( знаковыми) обозначениями

 Дать детям элементарные представления о времени: его текучести, периодичности, необратимости, о последовательности всех дней недели, месяцев, времен года.

Учить пользоваться в речи словами-понятиями; сначала, потом, до, после, раньше, позже, в одно и тоже время.

Развивать "чувство времени", умение беречь время, регулировать свою деятельность в соответствии со временем; различать длительность определенных временных интервалов (1 минута, 10 минут, 1 час).

Учить определять время по часам с точностью до 1 часа.

К концу года ребенок может

Определять временные отношения (день, неделя, месяц), время по часам с точностью до 1 часа.

Знать названия текущего месяца года, последовательность всех дней недели, времен года.

 

Методические рекомендации

Вторая младшая группа (от трех до четырех лет)

Ориентировка в пространстве  - Детей знакомят с пространственными направлениями от себя: справа, слева, спереди (впереди) - сзади (позади), вверху - внизу.

Основой обучения является формирование умения различать части своего тела. Этому детей учат в повседневной жизни. Так, в процессе умывания, одевания воспитатель, называя части тела, учит малышей различать правую и левую руку, во время обеда - держать ложку в правой руке, а хлеб в левой; предлагает показать, где правое (левое) ухо; объясняет, что левые нога, глаз, ухо расположены с той стороны, где левая рука, а правые глаз, нога, ухо - там, где правая рука. Использовать дидактические игры: "Купание куклы", "Укладывание куклы спать", "Одевание куклы". (Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста Венгер Л.А, Дьяченко О. М. 1989)

 Детей упражняют в соотнесении пространственных направлений с определенными частями собственного тела (вверху - там, где голова, внизу - где ноги, спереди - лицо, глаза, сзади - спина, слева - левая рука, справа - правая рука), а также в различении противоположных направлений (внизу - вверху, впереди - сзади, слева - справа).

Ориентировка во времени  - Формировать временные понятия следует в повседневной жизни. Строго установленное время подъема, утренней гимнастики, игр, занятий, питания, сна является отличным условием для такой работы.

На занятиях закрепляются представления о частях суток. Воспитатель показывает детям картины (фотографии) с изображением разного времени суток и различных видов деятельности, характерных для каждого временного отрезка, также используются картинки, где нарисованы день, ночь, утро, вечер. Можно использовать чтение отрывков из  рассказов, стихотворений, в которых описываются характерные для разных частей суток практические действия людей.

Средняя группа (от четырех до пяти лет).

Ориентировка в пространстве - У детей продолжают развиваться умение ориентироваться в пространстве. Упражнения носят игровой характер ("Узнай, где что спрятано", "Что изменилось?"). Дать задание определить расположение 1-2 игрушек, постепенно увеличивать до 4 игрушек  впереди - сзади, справа - слева. Где находятся предметы перед ним, слева, справа.

Для формирования умений передвигаться в заданном направлении можно использовать дидактические игры "Путешествие", "Куда пойдешь, то и найдешь", "Найди игрушку по описанию","Где что находится"и др. (Давайте поиграем: математические игры для детей Столяр А. А. 1991). Выполняя игровые задания,  дети упражняются в различении и обозначении основных пространственных направлений. Игровые упражнения на развитие ориентировки в пространстве - отыскивание различных предметов и игрушек - целесообразно проводить не только в группе, но и на участке детского сада, сочетая их с формированием у детей таких понятий, как далеко - близко.

Ориентировка во времени - Закреплять в активном словаре детей названия частей суток, углублять и расширять  представления об этих отрезках времени, обращать внимание на последовательность их смены. Дети  наблюдают, что утро всегда настает после ночи и сменяется днем, день - вечером, вечер - ночью. Таким образом ориентироваться во времени дети учатся в повседневной жизни. Целесообразно рассматривать иллюстрации с изображением деятельности людей в разное время суток, составлять по ним короткие рассказы. Разлаживать картинки в правильной последовательности и называть части суток по порядку. На основе этих и других упражнений дети начинают понимать значение слова сутки.

Дети учатся различать понятия вчера, сегодня, завтра в результате постоянного употребления воспитателем соответствующих понятий. Например, "Сегодня мы с вами лепили, а завтра будем рисовать", "Вчера мы гуляли на участке детского сада, а сегодня пойдем в парк " и тд. Так в повседневном общении с педагогом дети постепенно усваивают эти временные понятия.

Старшая группа (от пяти до шести лет).

Ориентировка в пространстве - Пространственные представления расширяются и закрепляются в процессе всех видов деятельности, в том числе в результате включения в занятия  упражнений на ориентировку в пространстве. Например, "Расставьте предметы по порядку так, чтобы слева был самый высокий предмет, а справа самый низкий", "Кто стоит рядом с коровой? Слева от кошки? Между какими животными находится овца? " и тд. Хорошим методическим приемом может служить рассматривание иллюстраций к русской народной сказке "Репка", а также сказкам "Мойдодыр" С. Я. Маршака, "Путаница", "Федорино горе" К. И. Чуковского.

Эффективны также игровые упражнения, в которых дети определяют свое положение среди окружающих предметов (я стою за стулом, рядом со столом, перед окном) "Куда пойдешь - то и найдешь", "Улица и пешеход",  "Прятки", "Парные картинки", "Наоборот", "Назови, что изменилось", "Подбери нужное слово", "Выбери правильный ответ" и тд. (Формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста Рихтерман Т. Д. 1991)

Учить детей ориентироваться на ограниченной поверхности (листе бумаги), употреблять слова, обозначающие расположение предметов на листе бумаги, на столе, на полу (слева от, справа от, выше - ниже, ближе - дальше, около, из-за, вдоль, между, рядом и др).

Развивать умения создавать повторяющиеся последовательности, различные ритмические узоры, выявлять закономерность в их чередовании, продолжать узоры.

Для концентрации внимания включать в игры планы маршрута, движения с помощью стрелок, лабиринты, простейшие схемы и с помощью воспитателя моделировать собственные планы маршрутов.

Ориентировка во времени - Детей продолжают знакомить с понятием сутки, с помощью картинок, фотографий, где изображены дети и взрослые, занятые разными видами деятельности в разное время дня,  д/игр "Наш день", "Продолжай", "Наоборот" (Давайте поиграем: математические игры для детей 5-6 лет Столяр А. А. 1991), придумывать предложения, рассказы со словами обозначающими время, отгадывать загадки. Связывать название дня недели с  его порядковым номером (первый день недели - понедельник, второй - вторник и тд). Дети рассказывают, что было вчера, что они делают сегодня, какое событие будет  завтра. Предложить разложить картинки, чтобы было понятно, что было сначала, а что потом, раньше, и составить по ним небольшой рассказ.

Подготовительная группа (от шести до семи лет).

Ориентировка в пространстве -  Развивать и закреплять умения детей ориентироваться в пространстве с помощью условных обозначений (стрелок - указателей движения), планов, маршрутов и схем; учить определять направления движения объектов, отражать в речи их взаимное расположение. Формировать  навыки безопасного поведения на проезжей части улицы, связанного с ориентировкой в пространстве. С этой целью проводят игры и упражнения: "Я - пешеход", "Что нужно помнить при переходе улицы?", "Выбери правильный ответ", "Правильно ли поступил Незнайка?" и др.

 Особое место занимает работа по развитию ориентировки на плоскости (листе бумаги, странице книги, тетради и т.п.). Выделять противоположные направления: слева - справа, вверху - внизу. Умение находить верхнюю и нижнюю строчки, правый и левый, верхний и нижний край листа, левый верхний, левый нижний, правый верхний, правый нижний угол. Использовать задания с последующим усложнением, полезно проводить зрительные диктанты на расположение предметов на листе с последующим вербальным обозначением пространственных отношений. Игры: "Кто запомнит и расскажет?", "Что изменилось?", "Чем отличается?", "Парные карточки", "Путешествие по лабиринту", "Опиши путь сказочного героя" и др. (Чего на свете не бывает: Занимательные игры для детей от трех до шести лет Дьяченко О. М. 1991)

Ориентировка во времени - Формировать и закреплять понятия о движении времени, его периодичности, сменяемости и в тоже время необратимости.  Закреплять представления о последовательности  дней недели, времен года, месяцев, знакомить с тем, что их последовательность постоянна. Давать элементарное представление об изменении времени: семь суток составляют неделю, двенадцать месяцев - год. На основе ежедневных наблюдений формировать понимание временных отношений: сначала, потом, до, после, раньше, позже, в одно и то же время; учить пользоваться этими понятиями в жизни. Особое место в работе по развитию представлений о времени занимают д/игры: "Что за чем следует?", "Наоборот", "Дни недели", "Продолжай", "Который час?" ,"Вчера, сегодня, завтра" (Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста Венгер Л. А., Дьяченко О. М. 1989) , а также словесные игровые упражнения: "Расскажи о времени", "Расскажи о своем распорядке дня", "Дополни предложение словами о времени", "Придумай вопрос о времени" и др., загадки о времени и часах. Организовывать увлекательные занятия и игры с календарем, познакомить детей с часами и циферблатом, научить определять время по часам  с точностью до одного часа.

 

Категория: воспитатель | Добавил: mkdoy19 (27.01.2013)
Просмотров: 28720 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Пользовательское соглашение       Политика конфиденциальности