Воскресенье, 22.12.2024, 23:47
Вы вошли как   Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость

В интересах защиты прав детей по федеральному законодательству фотографии детей публикуют на сайте с согласия родителей (законных представителей).

Главная » Статьи » методический совет » воспитатель

Музейная педагогика. Подготовила Котельникова Ж.И.

ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ В ДОУ

ЧЕРЕЗ МУЗЕЙНУЮ ПЕДАГОГИКУ

 

В последнее время в нашей стране произошло много сложных событий в общественной жизни, в системе управления. Отошли в прошлое многие праздники, появились новые, наша жизнь движется вперёд. В молодёжной среде всё чаще происходят события, связанные с национальным противостоянием, СМИ пропагандируют иностранный уклад жизни. Люди меняются, у молодого поколения наблюдается спад интереса и уважения к своей национальной культуре. Взрослые  не интересуются своей историей, не знают историю своей семьи, не знакомят  детей с традициями своего рода. Между тем в любой стране гордятся и чтят историю своей страны, бережно относятся к традициям. Поэтому так актуальна проблема ознакомления дошкольников с русской народной культурой и культурой других народов.

Приобщение детей к народной культуре не только своей страны, является средством формирования у них патриотических чувств, развития духовности, толерантности. Многие исследователи отмечали, что народная  культура близка детям своей эмоциональностью, оптимистичностью, глубокой связью с природой, игровым характером. Во многих странах народному творчеству, приобщению дошкольников к национальной культуре, к традициям отводится важная роль в формировании личности ребёнка, сохранению и укреплению национальной культуры. Развивать в детях любовь и уважение к народной культуре не только родной, но и других народов – вот ведущая идея создания нашего музея «Куклы в народных костюмах».

В Большом энциклопедическом словаре говорится: «Музей – научное и научно-просветительское учреждение, осуществляющее комплектование, хранение и изучение памятников естественной истории, материальной и духовной культуры – первоисточников знаний о развитии природы и человеческого общества».

Актуальность использования элементов музейной педагогики в ДОУ заключается в том, что ее средства позволяют эффективно реализовывать ФГТ в части формирования гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу; формирования целостной картины мира, расширения кругозора детей.

Музей в  ДОУ – это специально организованное, особое пространство, способствующее расширению кругозора дошкольника и педагога, приобщению к ценностям культуры, привитию чувства патриотизма, повышению образованности.

Задачи нашей работы заключались в следующем:

-        обогащение предметно-развивающей среды группы, создание условий для возникновения радости, эстетических переживаний;

-        формирование у дошкольников представления о музее;

-        способствовать формированию совместной деятельности, требующей координации действий отдельных участников, приобретению опыта общения;

-        расширение представлений о традициях, национальных особенностях, костюмах разных народов;

-        воспитание уважения и положительного отношения, толерантности  к другим народам.

Мы с детьми определили правила поведения в нашем музее. Экспонаты в нашем музее можно трогать руками, но необходимо вернуть их на место, их нельзя ломать и уносить домой.

Мы организовывали коллективный или индивидуальный осмотры мини-музея по намеченной теме, демонстрировали экспонаты с комментариями.  Экскурсии с  младшими дошкольниками дети подготовительной группы проводят самостоятельно, тем самым учатся более осознанно усваивать информацию, высказывать своё отношение к экспонату. 

Первым экспонатом в нашем музее стала кукла в японском национальном кимоно, подаренная детскому саду японской делегацией. Дети с удовольствием её рассматривали, задавали много вопросов, играли с ней. Одни из экспонатов были приобретены нами готовыми, а другие были изготовлены силами родителей. Иные экспонаты были привезены родителями из путешествий. Куклы представлены в женских и мужских костюмах. Экспозиция выставки знакомит посетителей с характерными узорами и орнаментами костюмов. На материале выставки проводятся тематические занятия, познакомившие детей с особенностями русского, украинского, грузинского, эскимосского, индейского костюмов. Дети знакомятся с трудовыми буднями и народными праздниками, которые создают неповторимые условия для развития личности, знакомят ребёнка с национальным характером, с природными особенностями, с семейным укладом.

В рамках нашего музея действует постоянная выставка – мастерская «Куклы из бабушкиного сундука». Выставка «Куклы из бабушкиного сундука» знакомит детей со старинными куклами: куклами – закрутками, соломенными, тряпичными, узелковыми, фарфоровыми. Дети увидели и узнали, чем отличались куклы для игр, обрядовые и обереговые. На выставке представлены куклы, изготовленные руками детей, педагогов, родителей.

Для самостоятельного изготовления детьми кукол нами были подготовлены пошаговые карты-инструкции, уголок ручного труда пополнен разнообразными  кусочками ткани, синтепона, цветными нитками разной фактуры, тесьмой, кусочками кружев. Дети с удовольствием рукодельничали, делали подарки мамам, бабушкам. Причём не только девочки, но мальчики были заинтересованы  и с удовольствием трудились. Кукла, изготовленная своими руками, становится самой любимой, она оживлена собственной фантазией, в ней есть что-то такое, от чего становится теплее на душе. Такие куклы индивидуальны, разнообразны, они не требуют каких-либо сложных приёмов в изготовлении, они отличаются от других игрушек.  Изготовление таких кукол развивает у детей мелкую моторику пальцев рук, тактильное восприятие, ловкость, аккуратность. Дети подготовительной к школе группы, изготовив нитяных кукол – мартиничек, продавали их на ярмарке, проходившей в детском саду. Небольшие симпатичные куколки моментально были раскуплены посетителями ярмарки.

Создание музея очень интересное и увлекательное занятие, важное средство воспитания и обучения детей. Соприкосновение с историческим прошлым  духовно обогащает ребёнка, воспитывает гордость, поддерживает интерес к его культуре. Постепенно нам удаётся приобщать детей к культурным, историческим истокам, раскрывать в детях отзывчивость, чуткость, толерантность, восприимчивость к прошлому.

Литература:

1.   Музейная педагогика: Из опыта методической работы / Под ред. А.Н. Морозовой, О.В. Мельниковой. – М.: ТЦ СФЕРА, 2006. – 416 с.

2.   Рыжова  Н.А. и др. Мини-музей в детском саду / Рыжова Н.А., Логинова Л.В., Данюкова А.И. – М.: Линка – Пресс, 2008, - 256 с.

3.   Тихонова М.А. Экспонирование традиционного народного костюма через кукольный вариант // Тальцы –  № 3 (22) – 2004. Стр. 40 – 45.

4.   Томилов Н.А. Музееведение (музеология) как научная дисциплина.  // Тальцы –  № 3 (22) – 2004. Стр. 55 – 63.

5.   Чумалова Т. Историческое познание и музей // Дошкольное воспитание, № 5 – 2008. – с. 61 – 64.

Категория: воспитатель | Добавил: mkdoy19 (07.02.2013)
Просмотров: 1790 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Пользовательское соглашение       Политика конфиденциальности