Главная » Статьи » методический совет » воспитатель |
ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ В ДОУ ЧЕРЕЗ МУЗЕЙНУЮ ПЕДАГОГИКУ
В последнее время в
нашей стране произошло много сложных событий в общественной жизни, в системе
управления. Отошли в прошлое многие праздники, появились новые, наша жизнь
движется вперёд. В молодёжной среде всё чаще происходят события, связанные с
национальным противостоянием, СМИ пропагандируют иностранный уклад жизни. Люди
меняются, у молодого поколения наблюдается спад интереса и уважения к своей
национальной культуре. Взрослые не
интересуются своей историей, не знают историю своей семьи, не знакомят детей с традициями своего рода. Между тем в
любой стране гордятся и чтят историю своей страны, бережно относятся к
традициям. Поэтому так актуальна проблема ознакомления дошкольников с русской
народной культурой и культурой других народов. Приобщение детей к
народной культуре не только своей страны, является средством формирования у них
патриотических чувств, развития духовности, толерантности. Многие исследователи
отмечали, что народная культура близка
детям своей эмоциональностью, оптимистичностью, глубокой связью с природой,
игровым характером. Во многих странах народному творчеству, приобщению
дошкольников к национальной культуре, к традициям отводится важная роль в формировании
личности ребёнка, сохранению и укреплению национальной культуры. Развивать в
детях любовь и уважение к народной культуре не только родной, но и других
народов – вот ведущая идея создания нашего музея «Куклы в народных костюмах». В Большом энциклопедическом
словаре говорится: «Музей – научное и научно-просветительское учреждение,
осуществляющее комплектование, хранение и изучение памятников естественной
истории, материальной и духовной культуры – первоисточников знаний о развитии
природы и человеческого общества». Актуальность
использования элементов музейной педагогики в ДОУ заключается в том, что ее
средства позволяют эффективно реализовывать ФГТ в части формирования гендерной, семейной, гражданской принадлежности,
патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу;
формирования целостной картины мира, расширения кругозора детей. Музей в ДОУ – это специально организованное, особое
пространство, способствующее расширению кругозора дошкольника и педагога,
приобщению к ценностям культуры, привитию чувства патриотизма, повышению
образованности. Задачи нашей работы
заключались в следующем: -
обогащение
предметно-развивающей среды группы, создание условий для возникновения радости,
эстетических переживаний; -
формирование
у дошкольников представления о музее; -
способствовать
формированию совместной деятельности, требующей координации действий отдельных
участников, приобретению опыта общения; -
расширение
представлений о традициях, национальных особенностях, костюмах разных народов; -
воспитание
уважения и положительного отношения, толерантности к другим народам. Мы с детьми определили
правила поведения в нашем музее. Экспонаты в нашем музее можно трогать руками,
но необходимо вернуть их на место, их нельзя ломать и уносить домой. Мы организовывали
коллективный или индивидуальный осмотры мини-музея по намеченной теме,
демонстрировали экспонаты с комментариями. Экскурсии с
младшими дошкольниками дети подготовительной группы проводят
самостоятельно, тем самым учатся более осознанно усваивать информацию,
высказывать своё отношение к экспонату. Первым экспонатом в
нашем музее стала кукла в японском национальном кимоно, подаренная детскому
саду японской делегацией. Дети с удовольствием её рассматривали, задавали много
вопросов, играли с ней. Одни из экспонатов были приобретены нами готовыми, а другие
были изготовлены силами родителей. Иные экспонаты были привезены родителями из
путешествий. Куклы представлены в женских и мужских костюмах. Экспозиция
выставки знакомит посетителей с характерными узорами и орнаментами костюмов. На
материале выставки проводятся тематические занятия, познакомившие детей с
особенностями русского, украинского, грузинского, эскимосского, индейского
костюмов. Дети знакомятся с трудовыми буднями и народными праздниками, которые
создают неповторимые условия для развития личности, знакомят ребёнка с
национальным характером, с природными особенностями, с семейным укладом. В рамках нашего музея
действует постоянная выставка – мастерская «Куклы из бабушкиного сундука». Выставка
«Куклы из бабушкиного сундука» знакомит детей со старинными куклами: куклами –
закрутками, соломенными, тряпичными, узелковыми, фарфоровыми. Дети увидели и
узнали, чем отличались куклы для игр, обрядовые и обереговые. На выставке
представлены куклы, изготовленные руками детей, педагогов, родителей. Для самостоятельного
изготовления детьми кукол нами были подготовлены пошаговые карты-инструкции,
уголок ручного труда пополнен разнообразными
кусочками ткани, синтепона, цветными нитками разной фактуры, тесьмой,
кусочками кружев. Дети с удовольствием рукодельничали, делали подарки мамам, бабушкам.
Причём не только девочки, но мальчики были заинтересованы и с удовольствием трудились. Кукла,
изготовленная своими руками, становится самой любимой, она оживлена собственной
фантазией, в ней есть что-то такое, от чего становится теплее на душе. Такие
куклы индивидуальны, разнообразны, они не требуют каких-либо сложных приёмов в
изготовлении, они отличаются от других игрушек.
Изготовление таких кукол развивает у детей мелкую моторику пальцев рук,
тактильное восприятие, ловкость, аккуратность. Дети подготовительной к школе
группы, изготовив нитяных кукол – мартиничек, продавали их на ярмарке,
проходившей в детском саду. Небольшие симпатичные куколки моментально были
раскуплены посетителями ярмарки. Создание музея очень
интересное и увлекательное занятие, важное средство воспитания и обучения
детей. Соприкосновение с историческим прошлым
духовно обогащает ребёнка, воспитывает гордость, поддерживает интерес к
его культуре. Постепенно нам удаётся приобщать детей к культурным, историческим
истокам, раскрывать в детях отзывчивость, чуткость, толерантность,
восприимчивость к прошлому. Литература: 1.
Музейная
педагогика: Из опыта методической работы / Под ред. А.Н. Морозовой, О.В.
Мельниковой. – М.: ТЦ СФЕРА, 2006. – 416 с. 2.
Рыжова
Н.А. и др. Мини-музей в детском саду /
Рыжова Н.А., Логинова Л.В., Данюкова А.И. – М.: Линка – Пресс, 2008, - 256 с. 3.
Тихонова
М.А. Экспонирование традиционного народного костюма через кукольный вариант //
Тальцы – № 3 (22) – 2004. Стр. 40 – 45. 4.
Томилов
Н.А. Музееведение (музеология) как научная дисциплина. // Тальцы –
№ 3 (22) – 2004. Стр. 55 – 63. 5.
Чумалова Т. Историческое познание и музей // Дошкольное воспитание,
№ 5 – 2008. – с. 61 – 64. | |
Просмотров: 1790 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |