Понедельник, 23.12.2024, 04:02
Вы вошли как   Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость

В интересах защиты прав детей по федеральному законодательству фотографии детей публикуют на сайте с согласия родителей (законных представителей).

Главная » Статьи » методический совет » воспитатель

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ НА ЭКОЛОГИЧЕСКУЮ ТЕМУ

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ НА ЭКОЛОГИЧЕСКУЮ ТЕМУ.

 

РАСТЕНИЯ НАШЕГО ЛЕСА

цель: закрепить знания о природных богатст­вах родного края, о растениях леса своей мес­тности.

 

Игра проводится после экскурсии в лес, сбора и изучения природного материала. Учитель прино­сит в коробке собранные во время экскурсии в лес веточку сосны, листок березы, ягоды брусники, плоды ели, осины, дуба, т. д. Дети поочередно под­ходят к коробочке и достают из нее что-то одно. Учитель называет растение: например, береза. Ребенок, взявший березовый листок, рассказывает все, что он знает об этом дереве. Если другие дети не могут дополнить его рассказ, он получает право назвать следующее растение. Игра заканчивается загадыванием загадок о растениях леса, рассказы­ванием стихов. Можно вспомнить крылатые выра­жения, пословицы.

 

Например,  пословицы:

Много леса — не губи,

Мало леса — береги,

Нет леса — посади.

 

Даже дуб в одиночестве засыхает, а в лесу живет века.

 

Не поклонясь грибу до земли. Не поднять его в кузов.

ЗАГАДКИ:

Эти ягоды найдете

На большом лесном болоте.

Словно там набросаны

Красные горошины. (клюква)

 

Ее узнаешь по простой примете:

Нет деревца белей ее на свете. (берёза)

 

ОВОЩИ И ФРУКТЫ

цель: закрепить умение детей классифицировать и называть овощи и фрукты, правильно употреб­лять глаголы «класть», «положить».

 

Детей распределяют на две команды с равным количеством игроков. Команды садятся на стулья друг против друга. Первые дети из каждой коман­ды берут в руки маленькие мячи и начинают передавать их своим соседям. Ученики одной коман­ды, передавая мяч, называют овощи, другой — фрукты. Передача может сопровождаться таким диалогом:

1-й: Положи в корзину овощ.

2-й: Кладу огурец. (Поворачивается к сосе­ду, передает мячик и произносит: «Положи в корзину овощ»).

3-й: Кладу морковь.

Тот, кто повторит название два раза или оши­бется, отдает фант, а по окончании игры выкупает его.

 

ЧТО ГДЕ РАСТЕТ?

цель:  знать место произрастания растений.

 

Учитель называет декоративные и луговые тра­вянистые растения. Например: «Ландыш!» — дети отвечают: «В лесу»; «Колокольчик» — «На лугу»; «Астра» — «В цветнике».

 

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЗИМНЕЙ СТРАНЕ.

цель: повторить признаки зимы, установить взаимосвязи в природе, проверить умения и навы­ки по данной теме.

 

Дети должны освободить красавицу Весну, вы­полнив задание королевы Снежной страны — Зимы.

В начале урока раздается стук в дверь. Учитель выглядывает в коридор: никого нет, но найден большой пакет. Развернув его, дети обнаруживают  послание — телеграмму, где говорится, что краса­вица Весна находится в темнице под замком у Злого Колдуна. Чтобы получить ключ от замка, необходимо пройти длинный путь по Снежной стра­не. Ключ выполнен в виде снежинки, на обратной стороне которой загадки о снеге и льде. К теле­грамме прилагается карта страны. На ней изобра­жены пункты остановок с интересными названия­ми и заданиями-конвертами.

1. Первая остановка:  «В гостях у Непогодушки».

Даны вопросы, связанные с наблюдениями уча­щихся за изменением в неживой природе: почему зимой идет снег, а не дождь? Почему говорят, что декабрь завершает год, а начинает зиму? После выполнения задания Непогодушки, дети идут на следующую остановку в зимней стране.

2. Вторая остановка «Снег и лед». Тут загадки о снеге и льде. Вопросы о свойствах снега и льда; что обще­го в свойствах и в чем различия.

3. Третья остановка  «Вечный лес».

Практическое задание.   Разделить ветки  хвойных и лиственных деревьев и кустарников. Дать им название. (Даются ветки: ели, сосны, листвен­ницы, липы, смородины и березы.) Дети отвечают на вопросы: «Умирают ли лиственные деревья зимой?» И т. п.

4. Четвертая остановка «Птичья столовая». Реша­ется кроссворд о птицах. Какие птицы бывают на кормушке? Загадки о птицах.

Разложить иллюстрации с изображением птиц на две группы: перелетные и зимующие; дать им названия. Ответить на вопрос: «Как вы помогаете птицам зимой?»

5. Пятая остановка «Труд зимой». Перечислить виды зимнего труда, в которых могут принять участие дети.

6. Шестая остановка «Замок королевы Снежной страны Зимушки-Зимы». Возле ворот стояли сто­рожа замка — 3 месяца зимы. Дети должны от­гадать их.

— Под моим теплым, снежным покрывалом заснули лесные обитатели. В прудах и реках спят рыбы и лягушки. Спят, зарывшись в снегу, глуха­ри. Спит в берлоге медведь. Да как же им всем не спать, ведь я — это самые короткие дни и самые длинные ночи. (декабрь)

А я — середина зимы. Морозы стоят лютые. Снега у меня много, поэтому под снегом спать хорошо! В теплых шубах тоже хорошо, а вот птичкам в лесу и холодно, и голодно, И птички из лесу летят ближе к жилью человека. Дети! Выве­шивайте кормушки, не ленитесь подкладывать в кормушки корм. (январь)

Я злой, холодный, ветреный и голодный, не хочется  уступать  свои  права.  Я ведь  последний месяц зимы! Метель бушует часто целые сутки. Иногда выглянет солнце, сразу же все оживает, блестит снег! Больно на него смотреть. Уже нача­ли подавать голоса птички! Весна наступает мне на пятки. (февраль)

Появляется Зимушка-Зима, отдает ключ-снежин­ку, на которой написаны загадки. (Дети их отга­дывают). Открывают окошко, за которым нахо­дится красавица Весна (створки окна раскрываю­щиеся).

 

ЗАГАДАЙ — ОТГАДАЕМ

 По существенным признакам требуется найти разные овощи. Для этого подбираются самые яр­кие признаки, характерные для данного растения. Один из учеников выходит за дверь. Все остальные готовят описание овоща в последовательности: форма, окраска, поверхность, величина, вкус. Вызывается отгадчик. Все называют по одному признаку. Отгадывающий должен найти овощ на выставке.

 

В МАГАЗИНЕ «ПРИРОДА»

 цель: сгруппировать растения по определенному признаку: 1) по месту произрастания; 2) по отноше­нию к интенсивности света; 3) по форме листьев.

 

варианты игры: 1. Перед открытием магазина директор просит продавцов распределить растения по отделам. Каждый продавец выбирает несколько растений по одному признаку. Отделы: а) теневы­носливых, куда входят аспарагусы, алоэ, хлорофитумы, плющ; б) тенелюбивых: аспидистра, бего­ния, кливия, традесканция, сенполия; в) светолю­бивых: пеларгония, кактус, колокольчик, крассуля, монстера.

2. Покупатель должен описать растение, а про­давец угадывает, называет его и выдает покупате­лю. В ходе игры роли могут меняться. Группировка может быть: по форме листьев (круглые, длинные, овальной формы, вырезные); по поверхности листа (гладкий, ворсистый, блестящий, неблестя­щий); по окраске листа (окраска верхней, нижней части,  пятнистость,  полосатость).

 

В МАГАЗИНЕ «СЕМЕНА»

цель: группировка семян по месту произраста­ния (сад, огород, поле, цветник).

 

Оформляется витрина. Директор расставляет семена в коробочках, на которых имеется картин­ка с изображением растения. Покупатель, обраща­ясь к продавцу, называет свою профессию и про­сит подобрать семена. Продавец подбирает овоще­воду семена овощных культур, цветоводу — цветочно-декоративных, полеводу — зерновых, са­доводу — фруктовых и ягодных.

 

КАЖДОМУ ОВОЩУ — ЕГО ЛИСТВУ

 Даны два набора карточек: 1) с картинками овощей; 2) с гербарными листьями этих овощей. Нужно быстро соединить соответствующие овощ и листву.

 

ГДЕ РАСТЕТ?

цель: знать место произрастания конкретных овощей и фруктов.

 

Учитель объясняет детям, что водящий будет называть место произрастания овощей и фруктов, а затем перечислять их. В задачу детей входит сказать, где растут овощи и фрукты, и правильно ответить. Например, учитель говорит: «Растет на огороде», — и подряд называет овощи и фрукты. Тот, кому брошен мяч, говорит «да», если назван­ное растет на огороде, «нет», если растет в саду. Постепенно учитель все чаще меняет условие и называет 2—3 растения, растущих в саду или на огороде.

 

ОВОЩИ, ФРУКТЫ

цель: знать овощи и фрукты.

 

Учитель говорит детям, что он будет называть отдельные овощи и фрукты, а они — группу. Например, учитель говорит: «Морковь». Ребенку надо ответить: «Овощи».

Задание можно усложнить: учитель называет группу, а дети — конкретные объекты.

В КАКОМ ВИДЕ ЕДИМ?

цель: знать, в каком виде употребляются в пищу конкретные овощи и фрукты.

 

Учитель говорит, что дети будут играть в инте­ресную игру — называть, в каком виде мы едим разные овощи и фрукты (вареными, сырыми, жареными, печеными). Сначала нужно называть хорошо знакомые овощи и фрукты. Если дети затрудняются назвать, в каком виде употребляют­ся овощи и фрукты, из которых готовится не­сколько блюд, учитель подсказывает, каким обра­зом приготовлено блюдо. Например, «картошка на сковороде...» (жареная) и т. д.

 

ДЕРЕВЬЯ, КУСТАРНИКИ, ТРАВЫ

 цель: знать морфологические признаки расте­ний, уметь группировать их по этим признакам.

 

Игру можно проводить на участке, в парке, в лесу. Учитель называет растение, а дети определяют, к какой группе оно относится. После игры желательно провести экскурсию и еще раз дать возможность детям встретиться с теми расте­ниями, которые растут вокруг.

 

 

ЛЕТАЕТ — НЕ ЛЕТАЕТ

цель: знать летающих представителей животно­го мира.

 

Учитель объясняет детям, что будут играть в игру, в которой надо знать, кто летает, а кто — нет. В этой игре он будет называть разных зверей, птиц, а дети — отвечать, летает это животное или не летает.

 

БЕГАЕТ, ПРЫГАЕТ, ЛЕТАЕТ

цель: знать основной способ передвижения жи­вотных.

 

Учитель называет животное, а ребенок — спо­соб его передвижения. Сначала учитель просит указать наиболее характерный способ передвиже­ния, а потом и разнообразные движения (ворона — летает, прыгает по земле). Чтобы побу­дить детей называть разные движения, учитель предупреждает о том, что не следует повторять­ся, когда называется одно и то же животное несколько раз.

 

ДОМАШНИЕ И ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ

Цель:  знать  признаки  разделения  животных; и  отдельных  представителей  обеих  групп.

 

Перед игрой нужно провести подготовительную работу по вопросам: кто строит жилье для животного? Кто ухаживает за животным и его жильем? Кто заготавливает корм для животного?

Учитель называет животное, а ребенок говорит, к какой группе оно относится. Для усложнения можно использовать короткие загадки. Дети при отгадывании загадок называют животное и груп­пу, к которой оно относится.

 

НАЗОВИ ДЕТЕНЫШЕЙ

цель: знать названия детенышей домашних и диких животных.

 

 Учитель называет взрослое жи­вотное, а ребенок — его детеныша. Начинать целесообразно с названий таких животных, у кото­рых детеныши называются уменьшительной фор­мой от названия взрослых. Постепенно задания нужно усложнять, предлагая назвать детенышей домашних животных — например, коровы, овцы, свиньи.

 

НЕВОД (КТО БОЛЬШЕ ЗНАЕТ)

цель: закрепление пройденного материала при фронтальном  опросе.

 

Педагог задает вопросы: Кто больше знает признаков зимы?  Назови деревья нашей местности.  Знаешь ли ты органы человека и т.д.

Вызывается ученик для ответа. Если он не от­ветил, то остается стоять (т. е. остался в неводе пойманным); верно ответил — садится и продол­жает играть. Ответы детей не должны повторять­ся. В результате игры получится подробный рас­сказ или характеристика изученного предмета, явления.

 

когда это бывает

цельзакрепление знаний о временах  годах, сезонных явлениях.

 

Педагог поднимает картину с изображением времени года, сезонного явления (листопад, иней и т. д.), труда людей. Дети должны поднять квадрат, круг, треугольник) соответствующего цвета. (Зелёный — весна, желтый — осень, красный — лето, белый — зима.)

1.      Кто всю ночь по крыше бьет

 Да постукивает,

И бормочет и поет,

Убаюкивает? (Дождь —  красный)

 

Вился, вился

Белый рой.

Сел на землю —

Стал горой. (Снег -— белый)

 

2. О каких временах года говорят сравнения в следующих  предложениях: а) как будто одеялом я землю покрываю (снег — белый);

   б) как молоком облитые, стоят сады вишне­вые (весна — зеленый).

3. Свежим сеном пахнет утро,

 Льются  птичьи  голоса.         

У дороги перламутром  

 На  траве  блестит роса.

С крыши — кап!

С крыши — кап!

Стал морозец очень слаб.

А снега осели. (Весна - зелёный)

Солнце в горенке живет,

 Солнце горенкой плывет,

Как на карусели.

4. Обрядила она сосны и ели в тяжелые белые шубы. До самых бровей нахлобучила им шапки. Стоят лесные богатыри друг возле друга. Внизу под ними кустики в пушистых шубейках. Тихо. Кто же хозяйка в лесу? (Зима - белый)

ЗНАЕШЬ ЛИ ТЫ?

(лото)

цель: совершенствование наблюдательного ма­териала опыта и зрительной памяти учащихся.

 

Имеется набор карточек с изображением деревь­ев: берёзы, ели, сосны, дуба, рябины, осины, лис­твенницы, вишни, липы (см. приложение).

Ученики получают набор карточек с изображе­ниями деревьев. Учитель предупреждает, что вы­игрывают самые внимательные и наблюдательные.

Затем читает загадку об одном из деревьев, напри­мер, о березе, а учащиеся, у кого на карточке есть изображение березы, должны закрыть его фиш­кой, и т. д., пока учитель не загадает все загадки.

Пробный ход. Учитель демонстрирует карточку лото (желательно увеличенный вариант) и загады­вает одну из загадок. Дети сообщают отгадку и показывают, какое изображение должно быть за­крыто фишкой. Учащиеся говорят, о каком дереве следующая отгадка, и отмечают, что изображения этого дерева на карточке нет.

Правило.  Учащиеся молча отгадывают и за­крывают фишками изображение отгадки.  После того как все изображения деревьев будут закрыты фишками, участник, окончивший игру, поднимает руку. Выигрывают те, кто узнал все деревья.

Наборы карточек должны быть  одинаковы у всех учащихся. Учитель читает загадку, на счет «раз, два, три» дети должны поднять карточку с изображением

Отгадки.  Если неправильно —  клади обратно в набор. Правильно — в сторону. Выигрывает тот, у кого нет ни одной карточки в наборе.

 

 

Подготовила воспитатель Котельникова Ж.И.

Категория: воспитатель | Добавил: mkdoy19 (25.10.2013)
Просмотров: 8166 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Пользовательское соглашение       Политика конфиденциальности