Главная » Статьи » методический совет » воспитатель |
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ НА ЭКОЛОГИЧЕСКУЮ
ТЕМУ.
РАСТЕНИЯ
НАШЕГО ЛЕСА цель: закрепить
знания о природных богатствах родного края, о растениях леса своей местности.
Игра
проводится после экскурсии в лес, сбора и изучения природного материала.
Учитель приносит в коробке собранные во время экскурсии в лес веточку сосны,
листок березы, ягоды брусники, плоды ели, осины, дуба, т. д. Дети поочередно
подходят к коробочке и достают из нее что-то одно. Учитель называет растение:
например, береза. Ребенок, взявший березовый листок, рассказывает все, что он
знает об этом дереве. Если другие дети не могут дополнить его рассказ, он
получает право назвать следующее растение. Игра заканчивается загадыванием
загадок о растениях леса, рассказыванием стихов. Можно вспомнить крылатые выражения,
пословицы.
Например, пословицы: Много
леса — не губи, Мало
леса — береги, Нет
леса — посади.
Даже
дуб в одиночестве засыхает, а в лесу живет
века.
Не
поклонясь грибу до земли. Не поднять его в кузов. ЗАГАДКИ: Эти
ягоды найдете На
большом лесном болоте. Словно
там набросаны Красные
горошины. (клюква)
Ее
узнаешь по простой примете: Нет
деревца белей ее на свете. (берёза)
ОВОЩИ И ФРУКТЫ цель: закрепить умение детей классифицировать и называть овощи
и фрукты, правильно употреблять глаголы «класть», «положить».
Детей
распределяют на две команды с равным количеством игроков. Команды садятся на
стулья друг против друга. Первые дети из каждой команды берут в руки маленькие
мячи и начинают передавать их своим соседям. Ученики одной команды, передавая
мяч, называют овощи, другой — фрукты. Передача может сопровождаться таким
диалогом: 1-й: Положи в корзину овощ. 2-й: Кладу огурец. (Поворачивается к соседу,
передает мячик и произносит: «Положи в корзину овощ»). 3-й: Кладу морковь. Тот,
кто повторит название два раза или ошибется, отдает фант, а по окончании игры
выкупает его.
ЧТО ГДЕ РАСТЕТ? цель: знать
место произрастания растений.
Учитель
называет декоративные и луговые травянистые растения. Например: «Ландыш!» —
дети отвечают: «В лесу»; «Колокольчик» — «На лугу»; «Астра» — «В цветнике».
ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЗИМНЕЙ СТРАНЕ. цель: повторить признаки зимы, установить взаимосвязи в
природе, проверить умения и навыки по данной теме.
Дети
должны освободить красавицу Весну, выполнив задание королевы Снежной страны —
Зимы. В
начале урока раздается стук в дверь. Учитель выглядывает в коридор: никого нет,
но найден большой пакет. Развернув его, дети обнаруживают послание — телеграмму, где говорится, что
красавица Весна находится в темнице под замком у Злого Колдуна. Чтобы получить
ключ от замка, необходимо пройти длинный путь по Снежной стране. Ключ выполнен
в виде снежинки, на обратной стороне которой загадки о снеге и льде. К телеграмме
прилагается карта страны. На ней изображены пункты остановок с интересными
названиями и заданиями-конвертами. 1.
Первая остановка: «В гостях у
Непогодушки». Даны
вопросы, связанные с наблюдениями учащихся за изменением в неживой природе:
почему зимой идет снег, а не дождь? Почему говорят, что декабрь завершает год,
а начинает зиму? После выполнения задания Непогодушки, дети идут на следующую
остановку в зимней стране. 2.
Вторая остановка «Снег и лед». Тут загадки о снеге и льде. Вопросы о свойствах
снега и льда; что общего в свойствах и в чем различия. 3.
Третья остановка «Вечный лес». Практическое
задание. Разделить ветки хвойных и лиственных деревьев и кустарников.
Дать им название. (Даются ветки: ели, сосны, лиственницы, липы, смородины и
березы.) Дети отвечают на вопросы: «Умирают ли лиственные деревья зимой?» И т.
п. 4.
Четвертая остановка «Птичья столовая». Решается кроссворд о птицах. Какие
птицы бывают на кормушке? Загадки о птицах. Разложить
иллюстрации с изображением птиц на две группы: перелетные и зимующие; дать им
названия. Ответить на вопрос: «Как вы помогаете птицам зимой?» 5.
Пятая остановка «Труд зимой». Перечислить виды зимнего труда, в которых могут
принять участие дети. 6.
Шестая остановка «Замок королевы Снежной страны Зимушки-Зимы». Возле ворот
стояли сторожа замка — 3 месяца зимы. Дети должны отгадать их. —
Под моим теплым, снежным покрывалом заснули лесные обитатели. В прудах и реках
спят рыбы и лягушки. Спят, зарывшись в снегу, глухари. Спит в берлоге медведь.
Да как же им всем не спать, ведь я — это самые короткие дни и самые длинные
ночи. (декабрь) — А я — середина
зимы. Морозы стоят лютые. Снега у меня много, поэтому под снегом спать хорошо!
В теплых шубах тоже хорошо, а вот птичкам в лесу и холодно, и голодно, И птички
из лесу летят ближе к жилью человека. Дети! Вывешивайте кормушки, не ленитесь
подкладывать в кормушки корм. (январь) Я
злой, холодный, ветреный и голодный, не хочется
уступать свои права.
Я ведь последний месяц зимы!
Метель бушует часто целые сутки. Иногда выглянет солнце, сразу же все оживает,
блестит снег! Больно на него смотреть. Уже начали подавать голоса птички!
Весна наступает мне на пятки. (февраль) Появляется
Зимушка-Зима, отдает ключ-снежинку, на которой написаны загадки. (Дети их отгадывают).
Открывают окошко, за которым находится красавица Весна (створки окна раскрывающиеся).
ЗАГАДАЙ — ОТГАДАЕМ По существенным признакам требуется найти
разные овощи. Для этого подбираются самые яркие признаки, характерные для
данного растения. Один из учеников выходит за дверь. Все остальные готовят
описание овоща в последовательности: форма, окраска, поверхность, величина,
вкус. Вызывается отгадчик. Все называют по одному признаку. Отгадывающий должен
найти овощ на выставке.
В МАГАЗИНЕ «ПРИРОДА» цель: сгруппировать растения по определенному признаку: 1) по
месту произрастания; 2) по отношению к интенсивности света; 3) по форме
листьев.
варианты игры: 1.
Перед открытием магазина директор просит продавцов распределить растения по
отделам. Каждый продавец выбирает несколько растений по одному признаку.
Отделы: а) теневыносливых, куда входят аспарагусы, алоэ, хлорофитумы, плющ; б)
тенелюбивых: аспидистра, бегония, кливия, традесканция, сенполия; в) светолюбивых:
пеларгония, кактус, колокольчик, крассуля, монстера. 2.
Покупатель должен описать растение, а продавец угадывает, называет его и
выдает покупателю. В ходе игры роли могут меняться. Группировка может быть: по
форме листьев (круглые, длинные, овальной формы, вырезные); по поверхности
листа (гладкий, ворсистый, блестящий, неблестящий); по окраске листа (окраска
верхней, нижней части, пятнистость, полосатость).
В МАГАЗИНЕ «СЕМЕНА» цель: группировка семян по месту произрастания (сад, огород,
поле, цветник).
Оформляется
витрина. Директор расставляет семена в коробочках, на которых имеется картинка
с изображением растения. Покупатель, обращаясь к продавцу, называет свою
профессию и просит подобрать семена. Продавец подбирает овощеводу семена
овощных культур, цветоводу — цветочно-декоративных, полеводу — зерновых, садоводу
— фруктовых и ягодных.
КАЖДОМУ ОВОЩУ — ЕГО ЛИСТВУ Даны два набора карточек: 1) с картинками
овощей; 2) с гербарными листьями этих овощей. Нужно быстро соединить
соответствующие овощ и листву.
ГДЕ РАСТЕТ? цель: знать место произрастания конкретных овощей и фруктов.
Учитель
объясняет детям, что водящий будет называть место произрастания овощей и
фруктов, а затем перечислять их. В задачу детей входит сказать, где растут
овощи и фрукты, и правильно ответить. Например, учитель говорит: «Растет на
огороде», — и подряд называет овощи и фрукты. Тот, кому брошен мяч, говорит
«да», если названное растет на огороде, «нет», если растет в саду. Постепенно
учитель все чаще меняет условие и называет 2—3 растения, растущих в саду или на
огороде.
ОВОЩИ, ФРУКТЫ цель: знать овощи и фрукты.
Учитель
говорит детям, что он будет называть отдельные овощи и фрукты, а они — группу.
Например, учитель говорит: «Морковь». Ребенку надо ответить: «Овощи». Задание
можно усложнить: учитель называет группу, а дети — конкретные объекты. В
КАКОМ ВИДЕ ЕДИМ? цель: знать, в каком виде употребляются в пищу конкретные
овощи и фрукты.
Учитель говорит, что дети будут играть в интересную игру — называть, в
каком виде мы едим разные овощи и фрукты (вареными, сырыми, жареными, печеными).
Сначала нужно называть хорошо знакомые овощи и фрукты. Если дети затрудняются
назвать, в каком виде употребляются овощи и фрукты, из которых готовится несколько
блюд, учитель подсказывает, каким образом приготовлено блюдо. Например,
«картошка на сковороде...» (жареная) и
т. д.
ДЕРЕВЬЯ,
КУСТАРНИКИ, ТРАВЫ цель: знать морфологические признаки растений,
уметь группировать их по этим признакам.
Игру можно проводить на участке, в парке, в лесу. Учитель называет
растение, а дети определяют, к какой группе оно относится. После игры
желательно провести экскурсию и еще раз дать возможность детям встретиться с
теми растениями, которые растут вокруг.
ЛЕТАЕТ
— НЕ ЛЕТАЕТ цель: знать летающих представителей животного мира.
Учитель объясняет детям, что будут играть в игру, в которой надо знать,
кто летает, а кто — нет. В этой игре он будет называть разных зверей, птиц, а
дети — отвечать, летает это животное или не летает.
БЕГАЕТ,
ПРЫГАЕТ, ЛЕТАЕТ цель: знать основной способ передвижения животных.
Учитель называет животное, а ребенок — способ его передвижения. Сначала
учитель просит указать наиболее характерный способ передвижения, а потом и
разнообразные движения (ворона — летает, прыгает по земле). Чтобы побудить
детей называть разные движения, учитель предупреждает о том, что не следует
повторяться, когда называется одно и то же животное несколько раз.
ДОМАШНИЕ
И ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ Цель: знать
признаки разделения животных; и
отдельных представителей обеих
групп.
Перед игрой нужно провести подготовительную работу по вопросам: кто
строит жилье для животного? Кто ухаживает за животным и его жильем? Кто
заготавливает корм для животного? Учитель называет животное, а ребенок говорит, к какой группе оно
относится. Для усложнения можно использовать короткие загадки. Дети при
отгадывании загадок называют животное и группу, к которой оно относится.
НАЗОВИ
ДЕТЕНЫШЕЙ цель: знать названия детенышей домашних и диких животных.
Учитель называет взрослое животное,
а ребенок — его детеныша. Начинать целесообразно с названий таких животных, у
которых детеныши называются уменьшительной формой от названия взрослых.
Постепенно задания нужно усложнять, предлагая назвать детенышей домашних
животных — например, коровы, овцы, свиньи.
НЕВОД
(КТО БОЛЬШЕ ЗНАЕТ) цель: закрепление пройденного материала при фронтальном опросе.
Педагог задает вопросы: Кто больше знает признаков зимы? Назови деревья нашей местности. Знаешь ли ты органы человека и т.д. Вызывается ученик для ответа. Если он не ответил, то остается стоять (т.
е. остался в неводе пойманным); верно ответил — садится и продолжает играть.
Ответы детей не должны повторяться. В результате игры получится подробный рассказ
или характеристика изученного предмета, явления.
когда это
бывает цель: закрепление
знаний о временах годах, сезонных
явлениях. Педагог поднимает картину с изображением времени года, сезонного явления
(листопад, иней и т. д.), труда людей. Дети должны поднять квадрат, круг,
треугольник) соответствующего цвета. (Зелёный — весна, желтый — осень, красный
— лето, белый — зима.) 1.
Кто всю ночь по крыше бьет Да постукивает, И бормочет и поет, Убаюкивает? (Дождь — красный)
Вился, вился Белый рой. Сел на землю — Стал горой. (Снег -— белый)
2. О каких временах года говорят сравнения в следующих предложениях: а) как будто одеялом я землю
покрываю (снег — белый); б) как молоком облитые,
стоят сады вишневые (весна — зеленый). 3. Свежим сеном пахнет утро, Льются птичьи
голоса. У дороги перламутром На
траве блестит роса. С крыши — кап! С крыши — кап! Стал морозец очень слаб. А снега осели. (Весна - зелёный) Солнце
в горенке живет, Солнце горенкой плывет, Как
на карусели. 4.
Обрядила она сосны и ели в тяжелые белые шубы. До самых бровей нахлобучила им
шапки. Стоят лесные богатыри друг возле друга. Внизу под ними кустики в
пушистых шубейках. Тихо. Кто же хозяйка в лесу? (Зима - белый) ЗНАЕШЬ ЛИ ТЫ? (лото) цель: совершенствование наблюдательного материала опыта и
зрительной памяти учащихся.
Имеется
набор карточек с изображением деревьев: берёзы, ели, сосны, дуба, рябины,
осины, лиственницы, вишни, липы (см. приложение). Ученики
получают набор карточек с изображениями деревьев. Учитель предупреждает, что
выигрывают самые внимательные и наблюдательные. Затем
читает загадку об одном из деревьев, например, о березе, а учащиеся, у кого на
карточке есть изображение березы, должны закрыть его фишкой, и т. д., пока
учитель не загадает все загадки. Пробный ход. Учитель
демонстрирует карточку лото (желательно увеличенный вариант) и загадывает одну
из загадок. Дети сообщают отгадку и показывают, какое изображение должно быть
закрыто фишкой. Учащиеся говорят, о каком дереве следующая отгадка, и
отмечают, что изображения этого дерева на карточке нет. Правило. Учащиеся молча отгадывают
и закрывают фишками изображение отгадки.
После того как все изображения деревьев будут закрыты фишками, участник,
окончивший игру, поднимает руку. Выигрывают те, кто узнал все деревья. Наборы
карточек должны быть одинаковы у всех
учащихся. Учитель читает загадку, на счет «раз, два, три» дети должны поднять
карточку с изображением Отгадки. Если неправильно — клади обратно в набор. Правильно — в сторону.
Выигрывает тот, у кого нет ни одной карточки в наборе.
Подготовила воспитатель
Котельникова Ж.И. | |
Просмотров: 8166 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |