Воскресенье, 22.12.2024, 12:13
Вы вошли как   Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость

В интересах защиты прав детей по федеральному законодательству фотографии детей публикуют на сайте с согласия родителей (законных представителей).

Главная » Статьи » методический совет » логопед

КОНСУЛЬТАЦИЯ "РЕБЕНОК УЧИТСЯ ГОВОРИТЬ"

Цель:  познакомить педагогов с возрастными особенностями формирования речи у детей, выделение основных этапов  становления речевых функций.

 

Вопросы:

1.     Гулят ли глухие дети?

2.     Когда можно различить  речь ребенка по национальности?

3.     Если ребенка до трех лет передали на воспитание в другую страну, сохранит ли он родной язык? Рассмотрите различные варианты.

4.     Ребенок использует в речи ненормативную лексику. Родители: «Не знаем, в кого он такой..». Объясните ситуацию.

5.     Назовите звуки раннего онтогенеза. Объясните, почему по ЗКР именно такой порядок изучения звуков.

6.     Из звуков раннего онтогенеза выделите звонкие, глухие, переднеязычные. заднеязычные согласные.

7.     Надо ли учить ребенка пользоваться шепотной речью? Когда и почему? (на 3-ем году жизни).

8.     В каком возрасте появляется способность к обобщению, ребенок может назвать. что это мебель. посуда и т.п.?

9.     В каком возрасте начинается формирование монологической речи?

 

 

 

Иногда умственно и психически нормально развивающиеся детей,  испытывают трудности в овладении речью. Чаще это бывает  у ослабленных постоянными болезнями детей: не всегда правильное произношение наблюдается также у ребенка, который по каким-то причинам пропустил много занятий по развитию речи в детском саду. Такие дети, как правило, нуждаются в дополнительной работе над звукопроизношением, общим речевым развитием. Своевременное формирование правильного произношения имеет важное значение  для общей культуры речи и, следовательно, для нормального речевого общения со сверстниками и взрослым и, для успешного овладения школьной грамотой, а при поступлении в школу для усвоения школьной программы.

Произносительная сторона речи в основном формируется в дошкольном возрасте. Овладение ребенком речью успешнее идет тогда, когда с ним занимаются не только в детском саду, но и  в семье. Знание родителями того, чему их ребенка учат в детском саду, поможет организовать речевые занятия дома. Вот почему так важно своевременно и систематически  информировать родителей в речевых уголках в приемных, выписывая новую лексику по теме, игры и стихи для заучивания. Однако, надо помнить, что малыши  в процессе таких занятий не только должны получать знания, вырабатывать определенные навыки и умения, но и испытывать интерес к речевым занятиям. Следует отметить, что овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей речевой среды.  Поэтому так важно, чтобы взрослые в разговоре с малышом следили за своим произношением, говорили с ним не торопясь, четко произносили все звуки  и слова спокойным, приветливым тоном. В общении с ребенком, особенно в раннем и младшем дошкольном возрасте нельзя «подделываться» под детскую речь, произносить слова искаженно. Это ничего, кроме вреда не даст, будет лишь тормозить усвоение звуков, задерживать своевременное освоение словаря. Если ребенок неправильно произносит какие-либо звуки, слова, не следует передразнивать его, смеяться или, наоборот хвалить его за такие успехи. В тоже время нельзя требовать правильного произношения звуков в тот период жизни малыша, когда этот процесс не закончен. Неправильное произношение некоторых звуков на определенных жизненных этапах связано с физиологическими особенностями развития детской речи.  Возрастные особенности развития речи должен знать и учитывать каждый педагог, это необходимо для того, чтобы вовремя обнаружить недостатки произношения, отделить их от несовершенства звукопроизношения и своевременно  принять меры к их исправлению.

А теперь поговорим о том, как развивается речь ребенка.

Ребенок не рождается со сложившейся речью, речь начинает формироваться лишь тогда, когда головной мозг, слух, речедвигательный аппарат ребенка достигнут определенного уровня развития. Но ребенок без речевого окружения никогда не заговорит. Нужен образец речи взрослого. Малыш на первоначальных этапах речевого развития подражает звукам и словам, которые произносят взрослые. Но если бы малыш говорил, только повторяя за окружающими его людьми, то он никогда бы не смог в полной мере пользоваться речью в различных ситуациях. В овладении речью важна языковая способность ребенка.

РАННИЙ ВОЗРАСТ (ОТ РОЖДЕНИЯ ДО 2 – Х лет).

Первый год жизни.

У ребенка первого года жизни идет интенсивное развитие головного мозга, слуха, а также

 органов речи. Одновременно с развитием мозга у малыша развивается физический  и фонематический слух, проявляются голосовые реакции, он издает разнообразные звуки, слоги, различные звукосочетания. В 2-3 месяца появляется гуление, в 3-4 – лепет. Подражая речи взрослых, малыш пытается самостоятельно произносить отдельные звуки. различные слоги, сочетания, а к концу года – слова. Активному произношению слов предшествует развитие понимания речи:  к 6-7 мес. младенец поворачивает голову при назывании ему хорошо знакомых предметов, игрушек, выполняет несложные движения (дает ручку, делает «ладушки» к 9-10мес.).  В слове он улавливает лишь ритмическую структуру. В большинстве случаев девочки начинают произносить слова раньше мальчиков. Время появления слов на первом году жизни у разных детей различно: от 8-9 мес. до 1 года 2-6 месяцев.  В настоящее время рамки сдвигаются в сторону увеличения возраста  начала  формирования речи по разным причинам. Запас речи годовалого ребенка колеблется от 3 слов до 15-20. Чаще дети пользуются упрощенными словами: ам-ам или словами с открытыми слогами: мама, папа, ляля.

В  первые месяцы младенец произносит звуки непроизвольно, что указывает на хорошее его самочувствие. Гулят даже глухие дети. Дети разных народностей в  этот  период произносят одинаковые звуки. Начиная со второго полугодия, в лепете ребенка появляются довольно ясные звуки.  Среди них чаще гласный звук а, из согласных в основном звуки п, б, м, к, т.

На ранних этапах речевого развития ребенок, играя со звуками, упражняет свой речевой аппарат и слух, подготавливая его, таким образом, к правильному усвоению звуков в дальнейшем.

К концу года ребенок произносит в основном простые в артикуляторном отношении звуки: гласныеа, у, и; некоторые согласные м, п, б, т, д, к, г. Причем одни дети произносят большее число звуков и более отчетливо, другие – меньше и менее отчетливо.

 

Второй год жизни.

В это период возрастает способность ребенка к подражанию речи взрослых, интенсивно развивается понимание речи, активная речь. Малыш еще чаще начинает самостоятельно употреблять осмысленные слова. Их называние  в большинстве случаев связано с определенной ситуацией, вызывает у него радость, удивление (приход матери, знакомая картинка). Однако, до полутора лет, слова  произносимые ребенком, не всегда еще отражают реальное название предмета. Разные игрушки или предметы малыш называет одним и тем же словом, он пользуется упрощенными или звукоподражательными словами.

до полутора лет фразовая речь отсутствует. Эту функцию выполняет слово-предложение (прося машину: «Би-би!»). Такие слова-предложения, в зависимости от ситуации могут выражать разное значение, и появляются у детей в 1г.3м. – 1г.8м.

Со второго полугодия второго года жизни ребенок все чаще начинает пользоваться двухсловными предложениями (мама, биби!), а к двум годам начинает употреблять двух-, четырехсловные  предложения, но слова в таких предложениях еще грамматически не связаны между собой.

 Активный словарный запас 40-60 слов. Количество произносимых слов, к концу второго года жизни от 100до 300 слов. Чаще всего  - это существительные, названия предметов ближайшего обихода, реже употребляются глаголы, наречия. Из прилагательных используют слова, в основном указывающие на размер предмета: большой, маленький. Предлоги и союзы отсутствуют. Большинство фраз построено аграмматично. Ряд твердых согласных заменятся мягкими: «дяй» - дай, «сянки» - санки, отсутствуют шипящие, л, р.

В произношении слов отмечается упрощенное произнесение звуков («ко, моко» вместо молоко).

На этом возрастном этапе у ребенка еще недостаточно окреп голосовой аппарат, речевой выдох  очень слабый, в результате чего голос у малыша еще недостаточно громкий. Возможны замены звонких согласных глухими (пам-пам  вместо бам-бам).

Дети уже в состоянии менять интонацию голоса, например, выражать просьбу требовательным тоном.

 

МЛАДШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ ( от 2  до 4 лет).

Третий год жизни.

Потребность ребенка третьего года жизни в общении с взрослым и сверстниками  возрастает. В разговоре с взрослыми малыш начинает понимать простые вопросы : Где зайка? Куда ты положил машину?. Возникают вопросы: Что это? Зачем? Куда? Где? Когда?

словарный запас увеличивается в 3-4 раза. Ребенок начинает шире пользоваться глаголами в настоящем и прошедшем времени, местоимениями, предлогами.

Есть почти все части речи, за исключением числительных, причастий, деепричастий. В этом возрасте в речи детей преобладают слова-названия, собирательные существительные (посуда. одежда. мебель) пока отсутствуют. все реже дети прибегают к облегченным словам (вместо ав-ав говорит собака). нередко сам придумывает слова, это указывает на то, что ребенок начинает осознавать звуковую сторону слова.

 Достижение ребенка третьего года жизни: способность воспринимать простые, небольшие по объему сказки, рассказы, близкие его жизненному опыту, может отвечать на вопросы по их содержанию.

Несмотря на все достижения в развитии речи детей  третьего года жизни, они еще недостаточно отчетливо и правильно произносят многие слова, отчего речь в целом не всегда понятна окружающим, с большим трудом воспринимается, особенно маленькими собеседниками.

Голосовой аппарат еще недостаточно окреп. Малыши не всегда умеют правильно им пользоваться, не умеют говорить шепотом, когда этого требует обстановка. В этом возрасте еще недостаточно устойчивое внимание к речи взрослых, он может часто отвлекаться.

Четвертый год жизни.

На четвертом году жизни дети обычно легко вступают в контакт   с  взрослыми, все чаще обращаются с вопросами: Что это? Как называется? Зачем? Куда? Откуда?

Словарь 1500-2000 слов. В речи встречаются местоимения,  наречия, появляются числительные, предлоги  и союзы шире используются в речи. но нередко из-за бедности словаря, когда надо передать содержание чужой речи, ребенок испытывает трудности, допускает неточности.

Одновременно с обогащением словаря, ребенок интенсивно овладевает грамматическим строем речи.  В речи преобладают простые распространенные предложения, используются однородные члены предложения: существительные и глаголы во множественном числе. Но дети еще допускают грамматические ошибки: неправильно согласуют слова, особенно существительные среднего рода с прилагательными; неправильно употребляют падежные окончания. Речь еще носит ситуативный характер.

Ребенок начинает правильно произносить твердые согласные, но шипящие заменяются свистящими. В многосложных словах, особенно со стечением согласных, малыши еще редко пропускают звуки, слоги, переставляют их. В этом возрасте ребенок еще не всегда может управлять своим голосом, менять громкость, высоту, темп речи. Дети неплохо понимают и перенимают интонацию, передают ее верно, подражая речи взрослых.

 

СРЕДНИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ ( от 4 до 5 лет).

Пятый год жизни.

Активный словарь – 2500-3000 слов.

В речи чаще появляются прилагательные, собирательные существительные. Рост словаря, употребление ребенком более сложных в структурном отношении предложений приводит к тому, что дети начинают чаще допускать грамматические ошибки: неправильно изменяют глаголы  («Хочут» вместо хотят), не согласовывают слова, допускают нарушения в структуре предложения.

В этом возрасте дети начинают овладевать монологической формой речи. Возрастает тяготение детей к рифме. Играя со словами, некоторые рифмуют их, создавая собственные небольшие, двух-, четырехстишья. Такое стремление закономерно, оно способствует развитию у ребенка внимания к звуковой стороне речи, развивает речевой слух и требует всяческого  поощрения со стороны взрослых. Большинство детей к пяти годам усваивают и правильно произносят шипящие звуки, л, р, рь; отчетливо произносят многосложные слова, точно сохраняя в них слоговую структуру слова.

 

СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ (5 – 7 лет).

Шестой год жизни.

Ребенок достигает довольно высокого уровня в речевом развитии. Он правильно произносит все звуки родного языка, отчетливо и ясно воспроизводит слова, имеет необходимый для свободного общения словарный запас, правильно пользуется многими грамматическими формами. Содержательнее, выразительней и точнее становятся его высказывания.

 

Седьмой год жизни.

К моменту поступления ребенка в школу он овладевает правильным звуковым оформлением слов, четко и ясно их произносит, имеет большой словарный запас, в основном грамматически правильную речь; строит различные по конструкции предложения, согласовывает слова в роде, числе, падеже, точно спрягает часто употребляемые глаголы. Свободно пользуется монологической речью.

Категория: логопед | Добавил: mkdoy19 (12.11.2012)
Просмотров: 2465 | Рейтинг: 5.0/4
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Пользовательское соглашение       Политика конфиденциальности