23:27 ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ НА ЭКОЛОГИЧЕСКУЮ ТЕМУ. Подготовила Котельникова Ж.И. |
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ НА ЭКОЛОГИЧЕСКУЮ ТЕМУ. РАСТЕНИЯ НАШЕГО ЛЕСА цель: закрепить знания о природных богатствах родного края, о растениях леса свое местности. Игра проводится после экскурсии в лес, сбора и изучения природного материала. Педагог приносит в коробке собранные во время экскурсии в лес веточку сосны, листок березы, плоды ели, осины, т. д. Дети поочередно подходят к коробочке и достают из нее что-то одно. Педагог называет растение: например, береза. Ребенок, взявший березовый листок, рассказывает все, что он знает об этом дереве. Если другие дети не могут дополнить его рассказ, он получает право назвать следующее растение. Игра заканчивается загадыванием загадок о растениях леса, рассказыванием стихов. ЗАГАДКИ: Эти ягоды найдете На большом лесном болоте. Словно там набросаны Красные горошины. (клюква)
Ее узнаешь по простой примете: Нет деревца белей ее на свете. (берёза) ОВОЩИ И ФРУКТЫ цель: закрепить умение детей классифицировать и называть овощи и фрукты, правильно употреблять глаголы «класть», «положить». Детей распределяют на две команды с равным количеством игроков. Команды садятся на стулья друг против друга. Первые дети из каждой команды берут в руки маленькие мячи и начинают передавать их своим соседям. Дети одной команды, передавая мяч, называют овощи, другой — фрукты. Передача может сопровождаться таким диалогом: 1-й: Положи в корзину овощ. 2-й: Кладу огурец. (Поворачивается к соседу, передает мячик и произносит: «Положи в корзину овощ»). 3-й: Кладу морковь. Тот, кто повторит название два раза или ошибется, отдает фант, а по окончании игры выкупает его. ЧТО ГДЕ РАСТЕТ? цель: знать место произрастания растений. Педагог называет декоративные и луговые травянистые растения. Например: «Ландыш!» — дети отвечают: «В лесу»; «Колокольчик» — «На лугу»; «Астра» — «В цветнике». ЗАГАДАЙ — ОТГАДАЕМ По существенным признакам требуется найти разные овощи. Для этого подбираются самые яркие признаки, характерные для данного растения. Один из детей выходит за дверь. Все остальные готовят описание овоща в последовательности: форма, окраска, поверхность, величина, вкус. Вызывается отгадчик. Все называют по одному признаку. Отгадывающий должен найти овощ на выставке.
В МАГАЗИНЕ «ПРИРОДА» цель: сгруппировать растения по определенному признаку: 1) по месту произрастания; 2) по отношению к интенсивности света; 3) по форме листьев. варианты игры: 1. Перед открытием магазина директор просит продавцов распределить растения по отделам. Каждый продавец выбирает несколько растений по одному признаку. Отделы: а) теневыносливых, куда входят аспарагусы, алоэ, хлорофитумы, плющ; б) тенелюбивых: аспидистра, бегония, кливия, традесканция, сенполия; в) светолюбивых: пеларгония, кактус, колокольчик, монстера. 2. Покупатель должен описать растение, а продавец угадывает, называет его и выдает покупателю. В ходе игры роли могут меняться. Группировка может быть: по форме листьев (круглые, длинные, овальной формы, вырезные); по поверхности листа (гладкий, ворсистый, блестящий, неблестящий); по окраске листа (окраска верхней, нижней части, пятнистость, полосатость). В МАГАЗИНЕ «СЕМЕНА» цель: группировка семян по месту произрастания (сад, огород, поле, цветник). Оформляется витрина. Директор расставляет семена в коробочках, на которых имеется картинка с изображением растения. Покупатель, обращаясь к продавцу, называет свою профессию и просит подобрать семена. Продавец подбирает овощеводу семена овощных культур, цветоводу — цветочно-декоративных, полеводу — зерновых, садоводу — фруктовых и ягодных. КАЖДОМУ ОВОЩУ — ЕГО ЛИСТВУ Даны два набора карточек: 1) с картинками овощей; 2) с гербарными листьями этих овощей. Нужно быстро соединить соответствующие овощ и листву. ГДЕ РАСТЕТ? цель: знать место произрастания конкретных овощей и фруктов. Воспитатель объясняет детям, что водящий будет называть место произрастания овощей и фруктов, а затем перечислять их. В задачу детей входит сказать, где растут овощи и фрукты, и правильно ответить. Например, педагог говорит: «Растет на огороде», — и подряд называет овощи и фрукты. Тот, кому брошен мяч, говорит «да», если названное растет на огороде, «нет», если растет в саду. Постепенно учитель все чаще меняет условие и называет 2—3 растения, растущих в саду или на огороде. ОВОЩИ, ФРУКТЫ цель: знать овощи и фрукты. Педагог говорит детям, что он будет называть отдельные овощи и фрукты, а они — группу. Например, учитель говорит: «Морковь». Ребенку надо ответить: «Овощи». В КАКОМ ВИДЕ ЕДИМ? цель: знать, в каком виде употребляются в пищу конкретные овощи и фрукты. Педагог говорит, что дети будут играть в интересную игру — называть, в каком виде мы едим разные овощи и фрукты (вареными, сырыми, жареными, печеными). Сначала нужно называть хорошо знакомые овощи и фрукты. Если дети затрудняются назвать, в каком виде употребляются овощи и фрукты, из которых готовится несколько блюд, учитель подсказывает, каким образом приготовлено блюдо. Например, «картошка на сковороде...» (жареная) и т. д.
ДЕРЕВЬЯ, КУСТАРНИКИ, ТРАВЫ цель: знать морфологические признаки растений, уметь группировать их по этим признакам. Игру можно проводить на участке, в парке, в лесу. Педагог называет растение, а дети определяют, к какой группе оно относится. После игры желательно провести экскурсию и еще раз дать возможность детям встретиться с теми растениями, которые растут вокруг. ЛЕТАЕТ — НЕ ЛЕТАЕТ цель: знать летающих представителей животного мира. Педагог объясняет детям, что будут играть в игру, в которой надо знать, кто летает, а кто — нет. В этой игре он будет называть разных зверей, птиц, а дети — отвечать, летает это животное или не летает. БЕГАЕТ, ПРЫГАЕТ, ЛЕТАЕТ цель: знать основной способ передвижения животных. Педагог называет животное, а ребенок — способ его передвижения. Сначала педагог просит указать наиболее характерный способ передвижения, а потом и разнообразные движения (ворона — летает, прыгает по земле). Чтобы побудить детей называть разные движения, педагог предупреждает о том, что не следует повторяться, когда называется одно и то же животное несколько раз. ДОМАШНИЕ И ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ Цель: знать признаки разделения животных; и отдельных представителей обеих групп. Перед игрой нужно провести подготовительную работу по вопросам: кто строит жилье для животного? Кто ухаживает за животным и его жильем? Кто заготавливает корм для животного? Педагог называет животное, а ребенок говорит, к какой группе оно относится. Для усложнения можно использовать короткие загадки. Дети при отгадывании загадок называют животное и группу, к которой оно относится. НАЗОВИ ДЕТЕНЫШЕЙ цель: знать названия детенышей домашних и диких животных. Педагог называет взрослое животное, а ребенок — его детеныша. Начинать целесообразно с названий таких животных, у которых детеныши называются уменьшительной формой от названия взрослых. Постепенно задания нужно усложнять, предлагая назвать детенышей домашних животных — например, коровы, овцы, свиньи. НЕВОД (КТО БОЛЬШЕ ЗНАЕТ) цель: закрепление пройденного материала при фронтальном опросе. Педагог задает вопросы: Кто больше знает признаков зимы? Назови деревья нашей местности. Знаешь ли ты органы человека и т.д. Вызывается ученик для ответа. Если он не ответил, то остается стоять (т. е. остался в неводе пойманным); верно ответил — садится и продолжает играть. Ответы детей не должны повторяться. В результате игры получится подробный рассказ или характеристика изученного предмета, явления.
КОГДА ЭТО БЫВАЕТ? цель: закрепление знаний о временах годах, сезонных явлениях. Педагог поднимает картину с изображением времени года, сезонного явления (листопад, иней и т. д.), труда людей. Дети должны поднять квадрат, круг, треугольник) соответствующего цвета. (Зелёный — весна, желтый — осень, красный — лето, белый — зима.) 1. Кто всю ночь по крыше бьет Да постукивает, И бормочет и поет, Убаюкивает? (Дождь — красный)
Вился, вился Белый рой. Сел на землю — Стал горой. (Снег -— белый)
2. О каких временах года говорят сравнения в следующих предложениях: а) как будто одеялом я землю покрываю (снег — белый); б) как молоком облитые, стоят сады вишневые (весна — зеленый). 3. Свежим сеном пахнет утро, Льются птичьи голоса. У дороги перламутром На траве блестит роса. С крыши — кап! С крыши — кап! Стал морозец очень слаб. А снега осели. (Весна - зелёный) Солнце в горенке живет, Солнце горенкой плывет, Как на карусели. 4. Обрядила она сосны и ели в тяжелые белые шубы. До самых бровей нахлобучила им шапки. Стоят лесные богатыри друг возле друга. Внизу под ними кустики в пушистых шубейках. Тихо. Кто же хозяйка в лесу? (Зима - белый)
Подготовила воспитатель Котельникова Ж.И. |
|
Всего комментариев: 0 | |