Главная » Статьи » методический совет » воспитатель |
Воспитатель первой квалификационной категории Черемных Т.В. Можно по-разному относиться к ребенку, но нужно, прежде всего, отказаться от взгляда на ребенка как на собрание достоинств и недостатков. Любой ребенок – весь достоинство, хотя бы потому, что сочетание его черт и качеств уникально. Н.Е. Щуркова
«Кризис 3-х лет» - это кризис социальный, и его целью является перестройка отношений с окружающими, завоевание своего социального статуса. Возрастные перемены редко проходят незамеченными, но, к сожалению, они чаще вызывают раздражение, чем понимание. Родители не всегда знают, как вести себя в ситуации, когда ребенок становиться неуправляемым в период «кризиса 3-х лет», поэтому часто обращаются за консультативной помощью к педагогу-психологу, работающему в дошкольном учреждении. Его задача заключается в повышении психологической и педагогической информированности родителей. Поэтому проблема психолого-педагогического сопровождения детей младшего дошкольного возраста в кризисный период актуальна в условиях и дошкольного и семейного воспитания. И требует ее совместного решения, как со стороны педагога-психолога, так и со стороны педагогов и родителей. Наше время предъявляет к детским садам высокие требования, в соответствии с которыми в системе дошкольного образования наиболее востребованным становится психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса. Поэтому забота о реализации права ребенка на полноценное и свободное развитие является сегодня неотъемлемой целью деятельности любого детского сада и школы. Служба психолого-педагогического сопровождения развития ребенка – это структурное подразделение образовательного учреждения, возникающее в его рамках, подчиняющееся руководству образовательного учреждения, предназначенное для сопровождения детей этого учреждения. Сопровождение — это система профессиональной деятельности психолога, направленная на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребенка в ситуациях взаимодействия. Таким образом, реализация системы психологического сопровождения в любой подструктуре образовательной системы может обеспечить защищенность ребенка, улучшение морального климата в образовательном учреждении, повышение эффективности образовательного процесса в отношении каждого конкретного ребенка и всего учреждения в целом. На рубеже возрастов между относительно спокойно протекающими периодами эволюционных изменений психики и поведения человека возникают так называемые кризисы развития. Возрастные кризисы - это особые, относительно непродолжительные по времени (до года) периоды онтогенеза, характеризующиеся резкими психологическими изменениями. В рамках культурно-исторической теории возрастной кризис состоит в преобразовании социальной ситуации развития, при котором старая социальная ситуация развития разрушается, а на ее месте, вместонее, строится новая. В соответствии с этапами возрастного развития говорят о кризисах детства (новорожденности, одного года, трех лет, семи лет), подростковом, юношеском и кризисах взрослости (молодости, зрелости, пожилого возраста) и старости. Рассмотрим кризис 3-хлетнего возраста, называемый многими авторами фазой строптивости или упрямства. Кризис 3-х лет - граница между ранним и дошкольным детством. По Д.Б. Эльконину - это разрушение, пересмотр старой системы социальных отношений, кризис выделения своего "Я". Возрастание самостоятельности и активности требует от близких взрослых своевременной перестройки. Если же новые отношения с ребёнком не складываются, его инициатива не поощряется, самостоятельность постоянно ограничивается (особенно в грубой форме и без предоставления альтернативного занятия) у ребёнка возникают собственно кризисные явления, проявляющиеся в отношениях с взрослыми (и никогда со сверстниками). Л.С. Выготский описал кризис 3-х лет в следующих проявлениях: негативизм, упрямство, своеволие, протест-бунт, деспотизм, ревность, обесценивание. Все эти явления свидетельствуют о том, что у ребёнка изменяется отношение к другим людям и к себе. Происходит психологическое отделение от близких людей. Успешное прохождение этого периода очень важно, т.к. закладывается фундамент отношений и в будущих кризисах. На третьем году жизни ребенка продолжается, хотя и несколько замедленное по сравнению с более ранним возрастом, но все еще очень быстрое развитие. Повышается работоспособность нервной системы, увеличивается выносливость, удлиняется активное бодрствование до 6—7-ми часов в сутки. Совершенствуется моторное развитие. Оно качественно улучшается: появляется большая согласованность в умении управлять своим телом. Однако он не в состоянии сосредоточиться на том, что ему неинтересно, что не захватывает его чувства. Он не способен еще к произвольному вниманию. К 3-м годам ребенок уже знает, мальчик он или девочка. Быстро развивается речь — обогащается ее смысловое содержание, расширяется словарь, грамматически она становится все более правильной. Основным развивающим видом деятельности ребенка двух - трех лет является игра. Игра теперь состоит из ряда связанных между собой событий, то есть она имеет сюжет. Это становится возможным и благодаря развитию воображения, фантазии, абстрактного мышления. Резко изменяется и характер взаимоотношений ребенка с окружающими людьми. Для воспитания трехлетнего ребенка особое значение приобретает поведение взрослых, их личный пример. Из новообразований кризиса трех лет возникает тенденция к самостоятельной деятельности. Психическое развитие ребенка - процесс неравномерный и цикличный, при котором происходят не только количественные изменения по мере взросления ребенка, но и качественные, «превращения» одних форм поведения в другие. Достаточно стабильные периоды в жизни ребенка сменяются бурными вспышками эмоционального проявления непослушания и упрямства, которые называют кризисами. Не стоит пугаться этого слова, оно в этом случае говорит лишь о том, что с нашим ребенком происходят очень важные перемены, которые мы с Вами должны заметить и отнестись к ним очень серьезно, не думая, что это просто «дурные» проявления характера. Такое внимание к 3-летнему возрасту детей со стороны всех психологов, занимающихся детской психологией, может свидетельствовать об особой значимости этого периода жизни в развитии каждого ребенка. В связи сэтим было проведено исследование, цель которого на основе эмпирических данных разработать модель психолого-педагогического сопровождения детей младшего дошкольного возраста в кризисный период. Задачи исследования заключались в следующем: 1. Узнать, какие отрицательные черты или, другими словами, симптомы кризиса 3-х лет чаще всего встречаются. 2. Выявить причины их возникновения. 3. Изучить осведомленность родителей о кризисе 3-х лет и способах их купирования в семейном воспитании. 4. Изучить методы и приемы, которые используют педагоги и психологи детских учреждений для оказания педагогической и психологической помощи воспитателям и родителям. В ходе исследования было осуществлено интервью с 6 методистами, 4 психологами, 17 воспитателями заявленных детских садов и проведено анкетирование с 40 родителями г. Железногорска-Илимского Иркутской области. В результате исследования было выявлено, что в кризис 3-х лет наиболее распространенными являются следующие отрицательные черты, так называемое «Семизвездие» по Л.С. Выготскому (негативизм, упрямство, своеволие, протест-бунт, деспотизм, ревность, обесценивание). Причинами же возникновения кризиса 3-х лет являются: возрастные изменения ребенка, перестройка отношений с окружающими, завоевание своего социального статуса. Осведомленность родителей о понятии «кризис 3-х лет» выглядит следующим образом: 67 % - знакомы, 33 % - не знакомы. О психолого-педагогическом сопровождения дошкольников имеют представление 52 % родителей и 48 % не имеют. Так же было выявлено, что респонденты, работающие в детских садах, в основном используют традиционные формы: консультации, беседы, собрания, папки-передвижки, лекции, подбор литературы по теме – 82 %. К сожалению, только часть воспитателей используют в работе с родителями нетрадиционные формы: семинары-практикумы, совместные праздники, диспуты, «круглые столы», решение педагогических ситуаций – 12 %. Небольшой процент воспитателей предлагают обратиться родителям к специалисту по этому вопросу, т.е. к педагогу-психологу – 6 %. Мы считаем, чтобы психолого–педагогическое сопровождение было действительно грамотным и действенным, нужно, чтобы все участники образовательного процесса были достаточно образованными как в педагогическом, так и в психологическом аспекте, то есть основанием для психолого-педагогического сопровождения является просвещение. Исходя из этого, мы предлагаем свою модель психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста в кризисный период. В частности, более подробно рассмотрим одно из направлений: психолого-педагогическое просвещение. Данное направление в модели, на наш взгляд, предусматривает целостность подхода и взаимодействие между методистами, психологами, воспитателями и родителями и может служить фундаментальным основанием для выстраивания взаимодействия всех субъектов сопровождения. | |
Просмотров: 4591 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |