Пятница, 29.03.2024, 23:02
Вы вошли как   Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость

В интересах защиты прав детей по федеральному законодательству фотографии детей публикуют на сайте с согласия родителей (законных представителей).

Главная » Статьи » методический совет » воспитатель

Организация экспериментальной деятельности с комнатными растениями. Подготовила Котельникова Ж.И.

Организация экспериментальной деятельности с комнатными растениями.

В наше время жизнь стала сложнее, разнообразнее и мы должны идти в ногу со временем: мыслить широко, не шаблонно, иметь творческий подход к решению больших и малых проблем. Каким будет наш воспитанник, зависит от технологии педагогического процесса.

 

Существенную роль  и особое значение в овладении способами практического взаимодействия с окружающей средой играет поисково-познавательная деятельность дошкольников. Экспериментирование позволяет дошкольникам усваивать представления о взаимосвязи природы и человека, обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост.

 

Для работы с детьми мы используем разные методы и приёмы: дидактические игры, чтение стихотворений о комнатных растениях, отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций редких комнатных растений в энциклопедиях и журналах,  разрешение проблемных ситуаций, выполнение заданий в экологической тетради и фиксирование результатов в дневнике наблюдений. Закрепление проходит  в разных видах деятельности: игровой,  трудовой, изодеятельности (раскрашивание и рисование растений), музыкальной (слушание музыки).  Познавательная активность детей возрастает, если ребятам предоставляется возможность в выборе способа действия, партнёра по работе, занятия. Ставятся вопросы, которые побуждают детей на основе наблюдений ранее приобретённых знаний сравнивать, сопоставлять отдельные факты, а затем путём рассуждений приходить к выводам. Поддерживаем инициативу детей в свободном высказывании своих мыслей.

 

Работа с детьми строится на основе экспериментально-исследовательской модели познавательной деятельности и  направлена на развитие любознательности, познавательного интереса, активности. Прежде чем приступить к проведению эксперимента, мы совместно с детьми определяем проблему, объект исследования, правила (четко выполнять указания). После всего проделанного мы с детьми анализируем результаты, что было самым интересным, если эксперимент кратковременный, то совпадают ли ожидаемые результаты с реальными.

 

Интерес к опытно-экспериментальной деятельности поддерживается через интеграцию образовательного содержания в различных видах детской деятельности: речевое творчество, конструирование из бумаги, музыкальной, изодеятельности, игровой.

 

Исследуя листья, цветки, стебельки, дети описывают их с точки зрения чувственного опыта: цвета, формы, поверхности, края листьев, лепестков, запаха, толщины стебля. Дети сравнивают, выявляют сходные и отличительные признаки различных комнатных растений, что способствует активизации мыслительной деятельности.

 

Театрализованные моменты прихода Феи Цветов, рассказанные  в сказочной форме истории, слушание музыкальных произведений и песен (В.А. Моцарт  «Цветы», П.И. Чайковский «Вальс цветов», Ю. Чичков «Волшебный цветок») вызывают эмоционально положительный настрой детей, активизируют слуховое внимание и помогают запоминать содержание беседы, поддерживают интерес к экспериментированию.

 

В книжный уголок мы помещаем иллюстрированные энциклопедии о растительном мире Земли  с красочными рисунками, журналы по комнатному цветоводству «Вальс цветов» с фотографиями растений, наборы открыток с изображением комнатных растений. Дети с интересом рассматривают их. На каждом занятии мы проводим опыт. Помимо исследований проводимых на занятиях, мы используем эксперимент как ответ на детские вопросы.

 

Ответ на вопрос, живые или нет комнатные растения, дети ищут самостоятельно: они сразу определяют, что все растения живые, потому что они растут, питаются, размножаются. Мы сравниваем листочки герани и листики искусственного цветка. Дети мнут листики, гладят их, нюхают, рассматривают через увеличительное стекло, обращают внимание на то, что листок герани имеет особенный запах, а искусственный листок  неприятно пахнет.

 

Представление детей о разнообразии строения комнатных растений формировалось у детей в процессе рассказа педагога, рассматривания растений, сравнения их между собой.

 

Нами проведена активизация сосредоточенного внимания и  внимания к своим ощущениям - обследовательские действия при  ознакомлении с комнатными растениями с сенсорной стороны.     Развитие сенсорных способностей  детей в плане измерения характеристик комнатных растений  окружающего мира «от себя», обследовательские действия: последовательно обучают детей действиям по обследованию признаков: погладить поверхность для определения гладкости; притронутся к ним - для выявления температурных особенностей; понюхать  - для обнаружения запаха или аромата.    

 

Содержание свободной деятельности  наполняется решением экспериментальных задач. Во время проведения опытов приучаем детей к бережному отношению к комнатным растениям, следуя принципу «не навреди».

 

Для формирования основ экспериментально-исследовательской культуры, мы    привлекаем внимание детей к экспериментальному уголку в группе и создаём в нём следующие условия:  наполняем материалами (почвой различной плотности, бумагой, пищевыми красителями), для закрепления последовательности этапов проведения  эксперимента  помещаем  модели,  схемы различных способов достижения цели эксперимента, увеличительные стёкла для рассматривания листиков, микроскоп.   В уголке экспериментирования поселился новый житель - Кактусёнок Лёша. С целью поддержания интереса к экспериментированию задания детям, проблемные ситуации даются от имени Кактусёнка Лёши.

 

 Роль взрослого в процессе экспериментирования – равноправный партнер, соучастник, и в случае затруднения детей при ответе на вопросы, воспитатель может сам ответить Кактусёнку.

 

        В результате проведённых опытов и последующих наблюдений дети самостоятельно приходят к выводам, что растениям для роста и развития необходимы воздух, тепло, вода; что прорастают в первую очередь те растения, в которых есть запас питательных веществ; без необходимого количества света и тепла растения становятся бледными и вялыми.

 

        Мы сравниваем, выявляем сходные и отличительные признаки исследуемых объектов, что способствует активизации мыслительной деятельности.  Все проведённые исследования  с детьми фиксируются в экологическом  дневнике наблюдений, оформляется экологическая книжка.

 

Для закрепления и развития  полученных знаний у детей, мы проводим консультации, открытые занятия, дни открытых дверей, организовываем для родителей  выставки детских работ, даём домашние задания.

 

Список литературы:

 

§        Бондаренко, Т.М. Экологические занятия с детьми 5 – 6 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ / Т.М. Бондаренко. – Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2006. – 159 с.

§        Дыбина, О.В. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников /  О.В. Дыбина, Н.П.  Рахманова, В.В. Щетинина – М., ТЦ Сфера, 2005. – 96 с.

§        Зенина, Т.Н. Наблюдения дошкольников за растениями и животными (совместная работа воспитателя с детьми и их родителями). Учебное пособие  / Т.М. Зенина – М.: Педагогическое общество России, 2007. – 64 с.

§        Зенина, Т.Н. Экологическая гостиная в ДОУ. Взаимодействие с семьями воспитанников. Учебное пособие. / Т.Н. Зенина. – М.: Центр педагогического образования, 2008. – с. 23 – 26.

§        Иванова, А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду: Мир растений. / А.И. Иванова – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 240 с.

§        Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации. / Под ред. Прохоровой Л.Н. – М.: АРКТИ, 2005. – 64 с.

§        Паршукова, И.П. Маленькие исследователи. Виды и структура исследовательских занятий в детском саду.  / И.Л. Паршукова. // Дошкольная педагогика. – 2006. – № 1. – с. 19 – 23.

§        Тугушева, Г.П. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. /  Г.П. Тугушева, А.Е. Чистякова – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2008, -  128 с. 

Категория: воспитатель | Добавил: mkdoy19 (27.01.2013)
Просмотров: 3058 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Пользовательское соглашение       Политика конфиденциальности