Четверг, 28.03.2024, 17:16
Вы вошли как   Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость

В интересах защиты прав детей по федеральному законодательству фотографии детей публикуют на сайте с согласия родителей (законных представителей).

Главная » Статьи » методический совет » инструктор Физо

подготовила Пинигина С.В.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФОЛЬКЛОРА КАК ЭФФЕКТИВНОГО СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ

 

Введение

 

Отмечается, что уро­вень физического, психического и социального здо­ровья подрастающего поколения страны имеет тен­денцию к снижению. Владение навыками здорово­го образа жизни, неотъемлемой составляющей ча­стью которого являются занятия физической куль­турой, у взрослых и детей находится на чрезвычайно низком уровне.    

Одновременно с этим состоя­ние здоровья подрастающего поколения не может удовлетворить современное общество, поскольку не отвечает требованиям общественного производ­ства.

   На наш взгляд, помочь детям и подросткам найти себя в быстро меняющемся мире со­бытий и информации, закалить волю и характер, стать сильнее, благороднее, мудрее, научиться на­ходить оптимальные решения в различных ситуаци­ях может опыт, накопленный народной культурой. В начале третьего тысячелетия снова актуальным становится обращение к народной педагогике, основным принципом которой, является гуманное отношение к личности ребенка.

К проблеме возможностей народной культуры обращались многие ученые и педагоги, изучая всесторонне его потенциал. В. А. Сухомлинский рассматривал народную культуру, как средство нравственного воспитания, формирования мировоззрения и развития фантазии ребенка. По мнению Е.И. Тихеевой, только при приобщении ребенка к народной культуре происходит развитие речи и образного мышления. Н. П. Сакулина, Е.А. Флерина видят в нем источник создания художественного образа в рисовании, активизации процесса детского творчества. Возможности народной культуры, как средства творческого развития ребенка, формирования представлений у детей о народном искусстве раскрыли О.Л. Князева, Т.С. Комарова, М.Д. Маханева, А.П. Усова и др.

Фольклор является знаковым феноменом национальной духовной культуры, имеющим глубокие исторические корни. Он обладает свойством быть и устойчивым, и изменяющимся в пространстве и во времени, сохраняет незапамятную древность и вместе с тем впитывает новые явления, обусловленные жизненными реалиями. В фольклоре заложена мудрость многих поколений народов, а значит, он является универсальным средством педагогического воздействия на детей, побуждающим и одновременно исключающим принуждение, хорошо приспособленным к чувственной натуре ребенка, инструментом умственного развития и нравственного воспитания детей.

Целью данной работы (статьи) является распространение опыта  использования фольклора как значимого элемента поликультурного образовательного пространства при акценте на использование фольклора в  различных видах двигательной деятельности с целью повышения уровня ДА (двигательной активности) - основы ЗОЖ.

Опыт работы по данному направлению имеет положительные результаты (подтвержденные диагностикой) и по форме носит характер методических и практических рекомендаций для всех педагогов осуществляющих оздоровительно-воспитательный процесс. Данные наработки  могут существенно обогатить содержание ООП ДО в соответствии с ФГТ.

 

В  процессе поиска путей модернизации  образования,  встает одна из актуальных  проблем сохранение национальной культуры. От уровня владения личностью ценностями культуры, направленными на благо человека, зависят динамика общественного прогресса, его широкомасштабные социальные и культурные последствия. Соответственно реализовывать современные образовательные направления необходимо через культурологический подход, т. к. образование является частью культуры, которая, с одной стороны, «питается» ею, с другой — влияет на ее сохранение и развитие через человека.

В «Национальной доктрине образования» в качестве одной из основных целей физического образования определено воспитание здорового образа жизни и отмечается необходимость возрождения этнической самобытности народов России, их культур, традиций в самосохранении и саморазвитии личности. Народная культура рассматривается, как средство становления у подрастающего поколения здоровьесберегающего опыта.

Поиски решений поставленных задач могут быть сфокусированы в содержании  образовательных программ дошкольных учреждений.

Анализ методической литературы обнаруживает основную проблему физического воспитания детей дошкольного возраста - процесс воспитания не рассматривался как социокультурная практика приобретения опыта сохранения своего здоровья, которая могла бы опираться на накопленный ценностный потенциал народной культуры по данному направлению.

Представленный опыт нашего ДОУ по теме «Использование фольклора как эффективного средства повышения уровня двигательной активности дошкольников» раскрывает возможные пути решения указанной проблемы, проблемы регионализации образования и раскрывает  возможности этнических факторов в развитии личности в целом и в развитии физической культуры ребенка в частности.

На наш взгляд, современные критерии и показатели физической культуры дошкольника, должны быть представлены следующими составляющими:

- культура движения, выраженная в представлениях о движениях и их особенностях назначении, характере, направленности, о взаимосвязи и взаимозависимости между движениями человека и изменениями в жизни и в природе, о ценностях движения – красота, созидательность, результативность, в самостоятельной двигательной активности и др.;

- культура телосложения, отраженная в представлениях ребенка о строении тела человека и животного, женского и мужского, физическом идеале, взаимосвязи и взаимозависимости строения тела и возраста, видами деятельности, способах сохранения здоровья и др.; эмоционально-ценностных отношениях к состоянию своего тела и др.;

- культура здоровья, включающая представления о своем состоянии, способах сохранения здоровья, детский активный опыт сохранения здоровья в самостоятельной двигательной деятельности и др.

В последние годы в дошкольных учреждениях работа по приобщению дошкольников к культуре русского народа заметно активизировалась. Приходит понимание того, что  ребенок должен иметь  возможность эффективно творчески самореализоваться, добиваться цели. Для этого он должен быть вовлечен в деятельность, значимую для него. Фольклор - это именно то, что близко по духу ребенку. Фольклор прежде всего помогает развивать речь; многие малые фольклорные жанры сопровождают первые сознательные движения малыша, помогая ему таким образом  ассоциировать свои действия со звуковым сопровождением, налаживая связь между действиями и речью. А  способен ли фольклор оказывать влияние  и на  развитие различных сторон двигательной деятельности дошкольников? Наш опыт работы  показывает, что занятия, которые проводились с использованием фольклора (преимущест-венно русского), благоприятно влияют на развитие и характер двигательной деятельности, и на развитие творческих способностей детей.

 

Характеристика уровня развития ДА в современном ДОУ

 

Никто не будет оспаривать значение движения для здоровья детей. Здоровье дошкольников напрямую зависит от уровня развития их двигательной активности (М.А. Рунова «Двигательная активность ребенка в детском саду»), который в свою очередь зависит от качества, содержания и целенаправленного характера организации ДА (двигательной активности) педагогами и родителями.

Уровень ДА включает в себя не только объем (количество) движений  за единицу времени в период бодрствования детей, но и качество и характер движений (не хаотичные, бессмысленные, импульсивные с агрессивной мотивацией, а осмысленные, с соразмерной возрасту нагрузкой, развивающие как основные физические качества: быстроту, ловкость, силу и выносливость; дополнительные, влияющие на характер движений: ритмичность, пластичность, гибкость и т.п., так и личностные качества. Иными словами, уровень ДА характеризуется так же, как «культура движений» и  «культура тела».

 Многие  согласятся, что сейчас мы наблюдаем излишнюю заорганизованность процесса воспитания и обучения, который нельзя пока назвать «педагогикой оздоровления» (Кудрявцев «Развивающая педагогика оздоровления»), и как следствие - недостаточный учет возрастных особенностей детей (не столько физиологических, сколько психологических), а методы здоровьесберегающими.

Поэтому основными, в соответствии с новыми ФГТ,  задачами для педагогов ДОУ  являются: создание эмоционального природосообразного комфорта и предметно - двигательной среды, стимулирующие желание детей заниматься различными видами двигательной деятельности.

Причем реализуя поставленные цели, необходимо так выстроить педагогический процесс, чтобы двигательный опыт ребенка мог иметь потенциал для  интеграции его в другие виды детской деятельность (труд, музыкально – ритмическая, театрализованная, продуктивная и др.)

 Дети испытывают недостаток движения. Отсюда психологическое перенапряжение, сопутствующие болезни. Почему ребята мало двигаются? Говорят, что много вре­мени проводят перед экранами телевизо­ров, за компьютерными играми и т.п.

Объясняют гиподинамию, как уже отмечалось выше, заорга­низованностью воспитательно - образовательного процесса в ДОУ, основной акцент, которого направлен на интеллектуальное развитие, познавательную деятельность детей. Кроме того, следует отметить, что природные и региональные факторы (климатические и экологические  условия большинства регионов Иркутской области сокращают время пребывания детей на воздухе), не способствуют увеличению уровня двигательной активности дошкольников.   Стоит так же отметить некоторую инфантильность родителей в отношении к ЗОЖ  и приобщению к ЗОЖ своих детей.   

Однако, гуляя во дво­рах, на открытых площадках, дети и сами мало играют. Почему? Есть такое мне­ние: игры забылись. Поэтому их надо больше пропагандировать.

Внесение игрового элемента в двигательную деятельность  дошкольников существа дела не меняет. В настоящее время предпринимаются различные попытки обогатить двигательное содержание детей, соотнеся его с возрастными особенностями и возможностями дошкольников. Тем не менее, в массовой педагогической практике продолжает сохранять свое влияние традиционный подход (освоение и совершенствование техники основных видов движения и развитие физических качеств).

Перед педагогами ставится задача не только найти такие средства, формы и методы работы с детьми, чтобы доступно, увлекательно познакомить ребят с движением, его красотой, выразительностью, пользой для жизни и здоровья, но  пересмотреть и обогатить содержание самой основной образовательной программы ДОУ, чтобы эффективнее решать актуальные задачи, стоящие перед физической культурой. 

   

Основная часть

 

Использование разных фольклорных жанров позволило разнообразить не только процесс физического воспитания, но и организовать весь педагогический процесс с позиции укрепления и сбережения здоровья детей.

Основной формой организованного обучения физическим упражнениям в дошкольных учреждениях являются физкультурные занятия. Мотивы выполнения активных действий детей на физкультурных занятиях разнообразны. У дошкольников преобладает мотив эмоциональной привлекательности. Польза от совершаемых детьми движений неизменно выше, если они выполняют их охотно и радостно. Благодаря упражнениям с названием дети представляют образ того или иного персонажа и стараются как можно лучше, выразительнее передать его. Образ также помогает качественнее выполнить основные движения.

В педагогической практике нашего ДОУ  фольклор используется в организованных видах двигательной деятельности:

В утренней гимнастике

 - комплексы составленные на основе народных подвижных игр,

- музыкально-ритмические комплексы в стиле  народного (русского и др.) танца,

На физкультурных занятиях

- сюжетно- игровые по сюжету знакомой детям сказки

- игровое (с подбором народных подвижных игр, закрепляющие и совершенствующие ОВД),

- оздоровительное (сказкотерапевтические, с элементами логоритмики и арттерапии),

- танцевально-ритмические (построенное на танцевальном материале и играх – хороводах, играх и упражнениях с элементами логоритмики) ;

Выбор формы организации занятий тоже выступает как средство развития уровня ДА, а также развития двигательного воображения, как  основы творческой, осмысленной мото­рики.

В процессе разнообразных сказкотерапевтических занятий воспитанники черпают множество познаний, благодаря сказке ребенок может познавать мир не только умом и сердцем, но и телом.

      Наиболее эффективным средством развития двигательной инициативы детей выступают подвижные игры.  Мы уделяет им особое внимание. Преимущественно это сюжетные народные игры, игры – инсценировки или игры-хороводы.

       Другие организованные виды двигательной деятельности (физминутки на познавательных занятия, досуги, праздники, организация игровой деятельность детей и др.), также ориентированы  на широкое ис­пользование двигательных инсценировок, которые не требуют предваритель­ной подготовки, и проходят в форме двигательной импровизации.

Праздник и досуг - это демонстрация и совершенствование умений и навыков детей в эмоциональной и непринужденной обстановке.

Составление сценария и проведения развлечения - это проявление фантазии, творчество, импровизация и экспромт педагога; это "кулинария высшего класса на основе простых, знакомых продуктов"Этими "продуктами" (в контексте физического воспитания) может и должен стать знакомый детям двигательный, речевой, музыкальный и другой материал с использованием обширного арсенала фольклорных жанров.

Комплексы корригирующей гимнастики  и гимнастики после сна - для детей с нарушениями осанки и плоскостопием периодически содержат фольклорный материал.

 

        Затем опыт использования фольклора в организованной двигательной деятельности (на занятиях), был распространен на совершенствование двигательной активности детей в другие сферы двигательной деятельности дошкольников в режиме пребывания их в детском саду и дома. Потому что  двигательная деятельность дошкольников не ограничивается только физкультурными занятиями, и большая её часть  осуществляется не столько инструктором, сколько  воспитателями и другими специалистами ДОУ. Но у педагогов возникает противоречие между желанием обогатить двигательное содержание детей (в том числе посредством фольклора) с возможностью реализовать эту потребность. Далеко не всегда у воспитателя есть время и силы искать и само­стоятельно прорабатывать литературу по проблемам народного искусства и развитию ДА дошкольников.

Поэтому свои методические наработки (итог экспериментальной работы) рассматри-ваем ещё и как частную попытку удовлетворения этой потребности.

 

Приложение

 

В процессе эксперимента и по мере накопления опыта по данному направлению были разработаны методические требования к отбору фольклорного материала и условия  использования фольклора в различных видах двигательной деятельности.

Различные виды (жанры) фольклора обогащают содержание двигательной деятельности, а в иных случаях являются методическим приемом.

Поэтому поиск новых средств и методов совершенствования  двигательной активности детей позволил, так же разработать следующие эффективные приемы:

•  использование сюжетов сказки, как форма организации различных видов двигательной деятельности, сказкотерапии, как метода психоэмоциональной разгрузки детей; как прием обогащения содержания самостоятельных творческих игр детей;

•  использование различных фольклорных жанров (потешки, дразнилки, песенки, поговорки и т.д.), как средства достижения    наглядности    и    заинтересованности (мотивации), проявления творчества детей при выполнении физических упражнений,

а также как воспитательных приемов (замечания, оценки, поощрения, налаживание взаимоотношений, разрешение конфликтных ситуаций, саморегуляции  и т.п.) не травмирующих психику детей;

• использование народных игр (подвижные, хороводные, забавы) и плясок для совершенствования основных двигательных умений и навыков и их творческого преобразование (интеграции) в другие виды деятельности.

Накопленный практический материал по заявленной теме, гармонично вписался в общий образовательно -воспитательный процесс работы ДОУ и соответствует ФГТ к ООП ДО по разделу ФВ. (ОО «ФК», «Здоровье» и др….)

В двигательной деятельности фольклор используется во всех своих проявлениях.

Также прилагаются  авторские материалы, сохраняющие фольклорную основу (для понимания дошкольниками смысла устаревших слов, понятий и др.)

Кроме того в опыте представлен перечень нестандартного оборудования и атрибутики (предметы народного быта и ремесел), которые являются экономичными по материальным затратам и отличаются простотой в их изготовлении,   но значительно обогащают ДА детей, в зависимости от присущих свойств, оказывает своеобразное воздействие на ребенка (т.е. имеет различное функциональное значение).

Краткий перечень спортивной атрибутики,

применяемой на занятиях с использованием фольклора

Название

Функциональное назначение

1. Уздечки (вожжи)

2.  Домотканые коврики (круглые)

 

3.  Ленты, косынки, веревочки

 

4. Луки и стрелы

 

5. Клубки из толстой веревки

 

6.Коромысла

7.  Ведерки, корзинки, мешки

8.  Лапти

9.  Платки

И др.

1.П/и "Лошадки", игры -эстафеты

2.Ориентиры ( для строевых упражнений) П/и: "Не зевай", "Бездомный заяц", "Лягушки на болоте", ОВД - прыжки, игры – эстафеты, для релаксации, для сюжетных, театрализованных и других игр.

3.для ОРУ, для п/и "Ловишка с хвостиками", "Лошадки", "Карусель", "Красная девица"

4.ОВД - метание в цель, мелкая моторика Спортивный праздник "Богатырская наша сила".                                        

5.Мелкая моторика, ОВД - подлезание, прыжки, равновесие.

6.ОВД - равновесие, осанка. Для игр-эстафет.

7.Для игр-эстафет.

8.  Для игр-эстафет, для п/и "Старые лапти".

9.П/и "Невод", "Домики"

 

Дети по сравнению со своими сверстниками стали более ловкими, выносли­выми, сильными, — все это потому, что данная методика дарит радость и здоровье. (Подтверждение соответствующая диагностика и мониторинг в течении 3 лет)

В педагогической практике детский фольклор используются много лет в различных видах деятельности, особенно художественно-эстетической направленности, однако мето­дик  физкультурных занятий с использованием фольклора с детьми дошкольного возраста почти нет.

 

Выводы

 

На данный момент существует множество нетрадиционных оздоровительных методик, позволяющих решить комплекс воспитательно – оздоровительных задач и проблем, стоящих перед педагогом.  Но эффективность нововведений зависит от знания этой методики, систематичности и рациональности ее использования.

Немаловажным при нововведениях является  материальное и методическое обеспечение ДОУ. Поэтому, исходя из принципа «не навреди» (как детям, так и педагогам), стоит ли «изобретать велосипед». Может быть, целесообразнее будет переосмыслить, переработать, в соответствии с современными педагогическими подходами, реалиями жизни и ФГТ, накопленный и проверенный веками опыт народной педагогики и привнести его в педагогическую практику, как говорится, новое — это хорошо забытое старое.

 

Опыт работы по выбранной теме убеждает в возможности использования фольклора во всех формах воспитательно-оздоровительной работы с детьми.

Актуальность  обогащения содержания ООП ДО за счет использования фольклора (в том числе в ОО  «Физическая культура») в свете ФГТ заключается в его интегративных особенностях. Учитывая эти особенности фольклора, процесс интеграции образовательных областей и различных видов детской деятельности будет реализовываться педагогами гармонично, логично и легко, а самое главное эффективно.

 

 

Список литературы:

 

В.Г. Алямовская. «Как воспитать здорового ребенка», Н.Новгород, 1993 г., Е.Н.Вавилов. «Учите бегать, прыгать, лазать, метать», Москва, 1983 г., Былеева, Григорьев. «Игры народов СССР», Москва, 1985 г., Т.А.Бударина и др. «Знакомство детей с русским народным творчеством», С.-Петербург, 1999 г.,  В.Г.Кудрявцев, Б.Б.Егоров «Развивающая педагогика оздоровления», Москва, 2000 г., Е.А.Синкевич, Т.В.Большева «Физкультура для малышей», С.-Петербург, 2000 г., Материалы научно - практической конференции по проблемам дошкольного физического воспитания., Омск, 1993 г., М.Д.Маханева. «Воспитание здорового ребенка», Москва, 2000 г., В.Аникина. «От прибаутки до былины», Москва, 1991 г., Л.Е.Стрельцова. «Литература и фантазия», Москва, 1992 г., М.Асташина. в журн. «Дошкольное восп-е» №3/1997 г., Омск.,Т.И. Тарабарина. «Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки», Ярославль, 1997 г., Н.Павлова. «Фольклор для маленьких», журн. «Дошкольное восп-е» 1900/91 г., А.В. Кенемак. «Детские подвижные игры народов СССР», Москва, 1998 г., Болонов Г.П., Боловова Н.В. Сценарии спортивно-театрализованных праздников, Школьная Пресса, 2003, Г.А.Виноградова, П.Ф.Кантерева, В.В.ГоринскогоГавриш Н., Загрутдинова М. Использование малых фольклорных форм // Дошкольное воспитание, № 9- 1991.,Комарова Т. Народное искусство в интеллектуально- эстетическом воспитании детей // Дошкольное воспитание № 7- 1998.,Науменко Г. Гори, солнце, ярче! // Дошкольное воспитание №8-2000.,Новицкая М. Добро пожаловать в фольклорную школу // Дошкольное воспитание № 9- 1993.,Осеннева М. Знакомство детей с русским фольклором // Дошкольное воспитание №11- 2000.,Павлова Л. Фольклор: Педагогика раннего детства // Дошкольное воспитание, №4 – 1990., Е. Ю. Ежова Культурная идентификация личности в поликультурном пространстве .,Народная культура в современных условиях Учебное пособие Москва http://www.riku.ru.,  Абдульманова, JI.B Развитие физической культуры детей 4-7 лет в культуросообразном пространстве дошкольного образовательного учреждения., Мухамитянов Ф.Д.Физическая культура как дисциплинарное пространство формирования телесности, Сборник "Психология телесности: теоретические и практические исследования"

Категория: инструктор Физо | Добавил: mkdoy19 (18.01.2013)
Просмотров: 4005 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Пользовательское соглашение       Политика конфиденциальности